login.php profile.php?mode=register faq.php memberlist.php search.php index.php

Список форумов » Обзоры (2008-2017) » Harder, Better, Faster, Stronger - мифология фэнтези
Начать новую тему  Ответить на тему Предыдущая тема :: Следующая тема 
Harder, Better, Faster, Stronger - мифология фэнтези
СообщениеДобавлено: Чт Янв 11, 2018 11:47 pm Ответить с цитатой
Dellarion
Зарегистрирован: 05.10.2010
Сообщения: 2466
Откуда: Полтава




Необходимое вступление

Обычно на любую критику в этих ваших интырнетах ответ прост и удобен: - "А ты, что ты, сам, критикан, из себя представляешь"? Вот ты, ты, ты - ты кто такой? Вот почему ты, критикан, считаешь, что ты, ты, ты - ЕГО критиковать можешь?! Он так видит. Он так хочет.

Это удобно, правда? Большинство пользователей интернета не являются специалистами в областях, к которым пишут комментарии, либо делятся мнениями по-поводу. Их легко затравить. Их легко заставить перейти на личности и уйти из зоны раздражения критикуемого. Но, со мной это не прокатит. В этом тексте я хочу поговорить о богах, мифологии, мифе, логосе, пантеонах и мировосприятии в фэнтези. Это, на мой взгляд, крайне важно, критически важно, и, как мне кажется, я могу писать про это и имею полное право высказываться.
Я, понимаете ли, таки, профессионал. У меня три высших - все, так или иначе связаны с культурологией, литературой, философией, религией, мифологией и искусством. Консерватория, история-право и культурология. Тринадцать лет преподаю, в мир культуры погружен почти двадцать четыре года. Начитался от души. Знаю далеко не все, но многое.
Потому считаю, что могу опираться на собственные мысли и писать, находясь в полной уверенности, что эти мысли мои и только мои (даже если они и не новы под нашим Солнцем). Могу держать за них ответ, аргументируя и отстаивая собственные доводы.

И нет, я не выпендриваюсь, даже если вам так показалось. Текст выше - защита. Стена от "спервадобейся!", "тыктотакой!?", "чотытакрешил"? Добился, культуролог, потому что знаю. Такие дела.
.
Тем не менее, этот текст, как и любое другое мнение - субъективизм. Читать можно, обдумывать можно, принимать за пропаганду и истину в последней инстанции - не стоит. Нет здесь её.

Начнем?

Ах да, должен еще раз предупредить, текста тут много. МЕНЯ в этом тексте - много. Юмора так себе. Потому, если не горите желанием копаться в мифокишках фэнтези - идите мимо. Серьезно.

План, или его подобие

0. Вступление.
1. Зачем вообще боги, пантеоны и демиурги в фэнтези.
2. Почему они почти не отличаются от "стереотипных представлений" или "те же люди, только сильнее".
3. Зачем вообще создавать новую квазиреальность с новыми богами для написания фэнтези.
4. Почему придуманные на коленке боги кажутся многим лучше, чем "реально" существующие?
5. Должны ли распространяться основы мироустройства из мифологии нашего мира на фэнтези.

0. Иииииии - Вступление, оно, родимое.

Итого, как я вижу, есть несколько проблем в 99.9% книг, относящих себя к жанру фэнтези, это касается и фанфиков и аматорских книг и книг написанных "профессионалами". Имя этим проблемам - боги и все с ними связанное. Если писать шире, то под эту гребенку попадает вся концепции небожителей, их взаимодействие с придуманным миром, отношения между собой, необходимость и причинность их существования, их уровень силы, знаний и влияние на сюжет. Это касается и миров БЕЗ богов и миров с поли/монотеизмом. Всегда и везде боги портят всю картину. Почему? Потому что авторы не понимают их влияния на созданный с помощью фантазии мир, так как не имеют ни малейшего представления о том, зачем вообще нужны боги в мире нашем. Более того, они не понимают как и почему функционирует религиозное/мифологическое мышление, какова политеистическая религиозная картина мира и какое место в ней занимает человек и боги.
От этого любой придуманный мир ломается на стадии формирования.

Ну, к примеру, как это происходит обычно?
Автор начинает формировать "свой" мир с персонажей. С ОДНОГО персонажа, в большинстве случаев. Я могу с уверенностью говорить об этом, общался с сотнями ребят, которые просили писать рецензии на свои тексты и все они начинали с героя. Обязательно не такого как у других, с самыми крутыми и навороченными способностями. Они рисовали его, засыпали и просыпались с мыслями о нем/ней - без разницы, ок?
Потом его одевали в самый крутой артефактный прикид, потом добавляли "спутников" и только потом допиливались приключения (о том, как персонаж пользуется способностями, или о том, как у него вышло их получить). В предпоследнюю очередь допиливались, крайне фрагментарно, черты характера (а зачем они? За боями с использованием артефактов и способностей души не видно) и только потом - окружение. Не мир, а именно окружение - коридор из случайностей, сцен, образов по которому герой со "спутниками" пройдет к своей цели.

Реже, значительно реже - все это делается для пары-тройки персонажей. Мир вынужденно прописывается подробней, коридоры превращаются в сюжетные комнаты с антуражем. Еще реже - персонажей много и мир принудительно дорабатывают. Но, так как у нас куча персонажей - все они "не такие как все", то мир летит в пропасть. Им осознанно жертвуют. Пилится обычное Средневековье из знаний школьной программы ( которое к настоящему Средневековью не имеет никаких отношений) и хватит. Так проще и автору и читателям. В наше время крайнего упадка распространения сознательного образования три персонажа - много. А следить и за ними и за "ух ты ж ё, каким-то, не как у всех миром" - невозможно, для большинства, конечно. Этим грешат почти все авторы. И млад и стар. И с образованием и без. Получается не мир. Получается театральная постановка различной степени паршивости - есть персонажи/актеры и есть декорации. На том все.

Но живой мир - это не театр. Это куда более сложная структура. И тут любой человек остановит меня и захочет поправить, скажет, что можно идти и от целого к частному. Ведь есть же люди, которые мучаются с миром ДО того, как населят его персонажами. И в таком случае все, что я сейчас пишу не имеет смысла, мне нужно просто пропускать тех, кто отталкивается от персонажа и искать ребят, что начинают с "мира". Проблема решена. Расходимся?
Нет. Те, кто создает сначала "мир" - делают что угодно, но не творят миры. Они лепят монстра Франкенштейна и вот почему:

1) Мир нельзя лепить целиком. Он не подчиняется логике. Не выйдет взять лекало и нарезать по карте куски "королевств", "империй", "проклятых земель" и "туманных гор". Не катит рисовать дороги пол линейку там, "хде цивилизацьйя" и от руки "тама хде её нетути". Не получится использовать говорок из подворотни с матерком для крестьян и старослявянский/латынь для священников любой религии. Мир - это ЧУДОВИЩНО сложная штуковина, она своя, оригинальная для КАЖДОГО отдельно взятого индивида. Мир разный на уровне рода, племени, семьи, личности, возрастного среза, цивилизационного среза, он разный у различный рас и видов. Он отличается у личностей с различным опытом, образованием, религиозными убеждениями и увлечениями. Он РАЗНЫЙ. И я с уверенностью говорю, что потянуть МИР - почти невозможная задача. С ней не справился даже Толкин, который убил на Средиземье и Эру Илуватара здоровую часть жизни, не справился Мартин, Лавкрафт, Джордан. Потому что это под силу целой плеяде мотивированных, целеустремленных, усердных авторов, что будут работать под четким руководством и единой целью. У тех - да, выйдет. Государство, либо частная корпорация, лет за 50 может создать литературный мир. Вархаммеры, Варкрафты, ДнД, Миры Лавкрафта тому примером. Один человек, даже одаренный - почти наверняка не сможет. Жизни не хватит. А захочет ли с этим работать гений - вопрос. Толкин, вон, захотел. Спасибо ему за это.
Слишком много взаимосвязей. Слишком много проблем с логическими ошибками. Слишком большое количество информации нужно знать. Создавать языки, создавать письменность. Творить.

2) И тут же получается прямая и адекватная логика: мир создать сложно, почти невозможно - потому его и не делают. Зачем плодить то, что рождается априори мертворожденным у большинства авторов. Они абсолютно верно этого и не делают. Пишут как могут, открывают другим форточку в другие миры. Молодцы? Нет. Не молодцы.

У меня по поводу вышесказанного последует вопрос в крайне грубой форме - НАХРЕНА ИЗОБРЕТАТЬ ВЕЛОСИПЕД? Зачем изобретать ДРУГИЕ миры, если есть наш. В нем все придумано за нас и до нас - бери, пользуйся. Фэнтези - побег в сказку, говорите, "другие миры", "за грань обыденного"? Не вопрос. Копни чуть дальше учебника истории 6-11 класса и тебя унесет. А потом хоть переноси базовые матрицы нашей истории в другой мир, хоть делай магическим наш - это все-равно куда проще, чем брать на себя обязанности демиурга при клиническом неумении правильно завязать шнурки на ботинках.
Итого, хоть создавай персонажа и заселяй его в пустой мир, хоть лепи мир - итог будет один. Кал. Из-за не знания истории и мат.части. Не знания религии, военного дела, культуры народов и их социальных различий. Сказочник тоже должен иметь образование. Обязан. Его работа увлекать других, людей, которые тоже не остановились на трех классах школы, он должен увлечь всех в свой мир. Не должен читатель спотыкаться на ляпах. Это не профессионально.

Вернемся. Идти от персонажа "со способностями" нельзя. Выходит болванка с пустой начинкой. Лепить мир без знаний о нашем - тоже нельзя. Работа миротворца-создателя по плечу очень не многим. Что делать? Писать кальки с учебников истории? Это мой совет?

И да и нет. Объясню.
- Период "осевой истории" занимает промежуток с 800г до н.э. по 200-100г до.н.э - протекает он одновременно в Китае, Индии и Элладе. В это время созданы идеи философии и разработаны основы большинства её течений, оттуда родом большинство современных религий, созданы концепции мировосприятия, мироустройства и заложены основы наших дней. Что было до этого? Почему это произошло параллельно в трех не связанных точках (и почти идентично) сейчас знают крайне мало. Но информация есть. И в виде материальных и в виде вербальных источников. Бери - пользуйся. Исследуй. Неееее.
- Есть превосходная наука - философия истории, что изучает "а что, если?". Да, она ближе альтернативной истории, но её материалы никто не запрещал брать и употреблять себе на пользу. Но...неее.
- Великолепна семиотика - наука о знаках. Великолепна культурология и социология, прекрасно источниковедение целая куча других дисциплин. Ну не может автор этого не знать, хотя бы немного. Но...неее, ага.
И самое главное, нужно знать религиеведение и мифологию с психологией. Потому что это - основа фэнтези. Не битвы, не монстры и магия, не сисястые эльфийки а эсхатоника, религия, мифология и психология. И именно с этой мысли я позволю себе начать развитие основных идей этого текста. Потому что я, наконец-то, добрался до сути.
___________________________________________________________________________________________________________

Обнова-с.

В плане, который я писал две недели назад, первым пунктом шло Зачем вообще боги, пантеоны и демиурги в фэнтези.. И это хорошо и правильно, но за прошедшее время я думал-думал кой о чем и надумал.

Теперь нужно расширять.

Нужно объяснять что такое фэнтези вообще для меня, для других и почему для меня теология важна, а другим на неё плевать с горки любой высоты и сложности. Иначе все насмарку. Начнем, пока у меня еще есть время?

Жизнь моя — между сражений мгновенье.
Сражение длится. Я жду.
И верю в людей, в красоту и свободу,
и в мир — и в эту борьбу.


Понимаете, язык, как и литература, растущая, как омела на древе словесности, это психбольница, где процессом управляют психи.
Не собака вертит языком, а хвост собакой - составители словарей, филологи, литературоведы, все они, лишь обслуживающий персонал, что отслеживает, катологизирует, обобщает, вписывает что-то куда-то в то время, пока живые люди развивают живой язык. Бывают искусственные слова, стили литературы, направления и течения - все они для эстетов, пресыщенных и невозбужденных.

Простым людям плевать на очень многое из искусства. Их возбуждает что-то куда более простое, общее, близкое. Фэнтези жанр синкретический, сложный, новый, он плохо поддается научной оценке и то, что его приравнивают к мифологии, сказкам и прочему лишь говорит о том, как отстает гум.наука от реальной жизни.

Фэнтези, которое у нас стесняются называть "фантазиями", "фантазией" жанр очень простой. Он про эскапизм. Все попытки сдвинуть его куда-то ввысь, к красоте, вечному, правильному, доброму - заканчивались, или смертной скукой, или занудными перечислениями положительных сторон "настоящего мальчика-девочки".
Простые люди хотят сисек, драконов, "мяса", преодолевания всего и вся, крутости и пафоса. Чем хуже в нашей реальности жить, а в ней все хуже, тем краше грудь эльфийки в Лотлориене.

Жанров фэнтези целая куча, но, как мне кажется, его изучают крайне мало, пока не устоялось - не трогают. Потому что все ученые, по секрету, некрофилы. Пока что-то живет и дышит, ученые мужи бегут от него как черт от ладана.

ЛитРПГ, альтернативка, эпос, темное, женская романтика, повседневность с привкусом магии - много ли их, жанров? Нет. Ничего подобного. Мало.
Их очень просто разделять. Нужно лишь делить не по антуражу, не по герою и не по сюжету, а по миру.

Если историю, её суть, её мораль, её цель написания можно втиснуть в нашу реальность, то это не фэнтези. Это попытка избежать реализма, в который автор не умеет, с помощью дешевого хайпа, декораций с драконами и сисястых "кого-угодно". Не нужно ничего читать, знать, копать, брать из реального мира. Меняем Москву на Имперский город, полицейских на орков с вибродубинками и все. Оно. ШедеврЪ.

Такого целая КУЧА и мною прочитанного, и не прочитанного и уже давно написанного и пишущегося прямо сейчас. Вон например: решил кто-то накропать нетленку, а знаний нет. Пресловутый писательский зуд уже поразил мозг, жопу и левую пятку. Начит будет фэнтези. Вместо другана и его бабы - великий воин Гыр и дева Ягодка, вместо города - горы неприступные, а роль гопоты неплохо исполнят гоблины. А, значицца, чтобы все оправдать, назовем свое "писательство" постмодерном, хоть и не понимаем, на самом-то деле, в нем абсолютно НИЧЕГО.

Подобное я называю книгами с нулевым уровнем фантазии. Таких очень много.

Это и совсем не обязательно чистое фэнтези в Средневековье!
Подобными качествами может обладать и ЛитРПГ. Вместо чего-то нового, придуманного, нафантазированного, автор просто переписывает любимую игру в виде логов на бумагу. Это уже копирайт копирайта, потому что игры содраны с нашего мира, а он драл с них. Нового нет. Тоже постмодерн?

И вот этого, нулевого - ВАЛОМ в пост.апоке, темном, сером, женском, хомячковом, каком-угодно фэнтези. Процентов так под восемьдесят. Чуть лучше, чуть хуже.

Вон, я не так давно писал рецензию на книгу Бретта, про Меченого. Там вторая книга про арабов. Чистейших. Замени его мир на Восток, замени мир с первой книги на Европу и НИЧЕГО не изменится. Добавятся сказочные демоны, только их будут звать ракшасами да дивами и будет это сказка. Вот та самая "сказка для взрослых", которой старательно называют фэнтези десятилетиями. И сразу возникает вопрос - зачем демоны? Придумай любой кочевой народ, придумай какую-угодно войну и результат будет тот же. Зачем пихать это в новый мир? Чтобы не изучать Восток? Постмодерном не отмажешься, нет там его. Лень? Да. Но не только.

Все это лишь ответ на социальный запрос. Тех самых психов, что управляют психбольницей.
Психи хотят эскапизма - бегства из привычного мира, привычной рутины.

тот, кто живет без движенья, пускает корни,
как трава, на песке у моря смерти.
Никто не спросит, откуда он пришел.


Настолько, что любой намек на историзм вызывает раздражение, но из-за тупорылости оторваться от нашего мира совсем психи не могут, потому нужны отсылки. Их по дурости некоторые считают постмодерном, но это не он. Это обычная слабость. Нить Ариадны, что должна выводить заблудшие души на огонек твердой реальности после неудачных побегов в книжные миры. Все это огромный компромисс, сговор, если хотите, уставших людей, уставших детей и подростков и не менее уставших авторов, что пытаются выжимать из нашего, все быстрее теряющего краски мира, новые вкусы и запахи, даря психам новые галлюцинации. Только помешательство сознательное и контролируемое. Хорошо ли это?
Нет, это ужасно. Вместо решения проблем - бегство от них. Вместо помощи - равнодушие.
А все потому, что авторы НЕДОВЫПОЛНЯЮТ соц.заказ. Люди хотя сбежать из больницы. Они хотят НОВЫХ миров, новых палат и новых уток. Потому что они люди и даже в новом мире выстроят себе психушку своими же руками. Потому что не могут иначе.
Писатели же, только выводят их на прогулку в сад с декорациями и выгоняют обратно. В рутину.

Рушатся дворцы,
деревья горят,
летит одинокая птица
за море, в дальние страны;
заиграв на струнах любви,
снова строит гнездо
и забывает о бедствиях мира


Потому и нужно отметить, что из оставшихся 20% действительно были попытки открывать двери в новые миры и их конструировать, большинство не удались - жизни и знаний одного человека мало для подобной задачи. Про это я писал. Те же, что более-менее получились стали "иконами" стиля. Но почему же у них получилось, хоть и более-менее, а у других нет?

А из-за веры, отвечу я вам. И не какой-то там веры в монотеистического бога, а...просто веры. Которая есть в нашем мире на каждом углу, но отсутствует в фэнтези мелкого пошиба.

Боже упаси от талантов и исключительности.
Этими дарами мы сыты по горло,
Кругом разоренье - и в мире, и в наших сердцах.
Дай нам простую веру в человека,
который еще на что-то надеется.


Настоящая история в настоящем "другом" мире, или мире на него похожем не может начинаться с великого человека. Она начинается с мира, а мир, особенно новый, начинается с веры. И сейчас я попробую доказать это вот правило: новый мир - "маленький человек".


Последний раз редактировалось: Dellarion (Чт Янв 25, 2018 7:26 pm), всего редактировалось 2 раз(а)

_________________
Бремя наших дней слишком тяжело,чтобы человек мог нести его в одиночестве.
"Оскар Уайльд. Молодой король".
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Dellarion Отправить личное сообщение ICQ Number
СообщениеДобавлено: Пт Янв 12, 2018 12:51 am Ответить с цитатой
Dellarion
Зарегистрирован: 05.10.2010
Сообщения: 2466
Откуда: Полтава




Вступление закончил. Завтра будет 1-2. Вычитка будет после того, как напишу все.
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Dellarion Отправить личное сообщение ICQ Number
СообщениеДобавлено: Вс Янв 14, 2018 10:15 pm Ответить с цитатой
Макс
Зарегистрирован: 14.01.2018
Сообщения: 4
Откуда: Санкт-Петербург




Здравствуйте, Тарас.

Довольно давно вас читаю; вы предоставляете любопытную информацию к размышлению. Вот и сейчас...

Позволите сказать несколько слов по поводу текста?
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Макс Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
СообщениеДобавлено: Пн Янв 15, 2018 2:57 pm Ответить с цитатой
Dellarion
Зарегистрирован: 05.10.2010
Сообщения: 2466
Откуда: Полтава




Он не дописан, тут около 15% от того, что будет - но да, конечно позволю.
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Dellarion Отправить личное сообщение ICQ Number
СообщениеДобавлено: Пн Янв 15, 2018 4:35 pm Ответить с цитатой
Макс
Зарегистрирован: 14.01.2018
Сообщения: 4
Откуда: Санкт-Петербург




Подождём)
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Макс Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
СообщениеДобавлено: Вт Янв 23, 2018 6:41 am Ответить с цитатой
Dellarion
Зарегистрирован: 05.10.2010
Сообщения: 2466
Откуда: Полтава




Я сдохну от объемов работы в этом году. Это что-то нереальное. Допишу. На выходных. Должно быть время.
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Dellarion Отправить личное сообщение ICQ Number
СообщениеДобавлено: Вт Янв 23, 2018 10:30 am Ответить с цитатой
Макс
Зарегистрирован: 14.01.2018
Сообщения: 4
Откуда: Санкт-Петербург




Вздохнул, набрался терпения - и жду) У всех, похоже, одно и то же - хронический аврал.
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Макс Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
СообщениеДобавлено: Чт Янв 25, 2018 7:11 pm Ответить с цитатой
Dellarion
Зарегистрирован: 05.10.2010
Сообщения: 2466
Откуда: Полтава




Обнова. Постараюсь сегодня написать еще часть текста, пока есть время.
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Dellarion Отправить личное сообщение ICQ Number
СообщениеДобавлено: Чт Янв 25, 2018 9:29 pm Ответить с цитатой
Макс
Зарегистрирован: 14.01.2018
Сообщения: 4
Откуда: Санкт-Петербург




Ждём дальше)
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Макс Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Harder, Better, Faster, Stronger - мифология фэнтези
Список форумов » Обзоры (2008-2017)
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Часовой пояс: GMT + 3  
Страница 1 из 1  

  
  
 Начать новую тему  Ответить на тему  



Powered by phpBB © 2001-2004 phpBB Group
phpBB Style by Vjacheslav Trushkin
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS