login.php profile.php?mode=register faq.php memberlist.php search.php index.php

Список форумов » Рецензии (2008-2015) » Андрей Платонов - "Ювенильное море"
Начать новую тему  Ответить на тему Предыдущая тема :: Следующая тема 
Андрей Платонов - "Ювенильное море"
СообщениеДобавлено: Пн Апр 28, 2014 1:37 pm Ответить с цитатой
Dellarion
Зарегистрирован: 05.10.2010
Сообщения: 2578
Откуда: Полтава




Андрей Платонов - "Ювенильное море"



Классическая проза. Повесть была написана в 1932 году, но впервые была опубликована за рубежом в 1979 г. в журнале «Эхо», до советского читателя дошла лишь в 1986 году.


Всем привет.

Сегодня на повестке дня одна старая, позабытая, но не потерявшая своего лоска повесть Андрея Платонова под названием - Ювенильное море.
За биографией А. Платонова желающие могут прогуляться к поисковой строке Гугла. Там все есть, честно. Биография интересная, есть чего почитать, а важнее всего то, что без неё вам не будет понятно многое в самой повести. Я, конечно, советую, но решать читать, или нет - придется вам. Так вот, если с биографией мы разобрались, то я рекомендую погуглить на слово «ювенильный». Не сомневаюсь, вы все знаете, а этим предложением я лишь оскорбляю ваш могучий интеллект, но мне как-то наплевать . Погуглите и баста.

Про литературу этого периода любят приврать от души, что, мол, дескать она наивна, залита идеологией, пропагандой. Устарела целиком и полностью. Морально никчемна и все такое прочее. Чушь, товарищи. То, что было дерьмом в 30е, дерьмом и осталось, а хорошие книги не устаревают. Потому что в них кроме идеологии есть и что-то еще, что и делает их хорошими. Книгами на все времена.
"Ювенильное море" - хорошая повесть. По очень многим параметрам хорошая. Я бы сказал - уникальная. Попробую и вам объяснить что ТАКОЕ я нашел в этом пыльном наследии минувшей эпохи.

Первое: Эта повесть была запрещена. Долгое время была известна лишь для элиты. Говорить, так, небрежно с полным пониманием собственной важности " Я читал Платонова" - это шик, блеск и красота. Особенно в обществе людей за 50. Там не только удивятся тому, "а кто это?", там еще и оценят.
Но это мишура, гораздо важнее то, что эта книга была запрещена не просто так. Обычно не любят правды. Значит что-то "такое" в этом "Ювенильном море", чего боялась цензура все-таки есть. И размер повести не настолько велик, чтобы лень победила желание узнать чего же именно.

Второе: Можно очень долго, заумно и пристально разбирать текст. Говорить о том, что мертвая природа и эпитеты используемые автором приводятся им для перекрестного сравнения природы и строящейся советской власти. Что он предрекает через пейзажные образы строительство мертвого на мертвом. Что вообще в его творчестве смерть занимает особенное место.
Цитата:
Сама “мертвая природа” отвергает возможность построения счастливого социалистического общества на нищей земле.

Можно разбирать образы голых и толстых ног доярок, не чищеных зубов, заспанных глаз и больных животов, как образы нищеты и упадка, к которым привел социализм. Но я и этого не сделаю. Дерьма всегда хватало. Приводить вытащенные за уши сравнения...нет, не хочу.
В повести очень много зацепок в названиях, лозунгах, газетных цитатах и общей эклектике. Зацепок для тех, кто в теме - раскрывающих всю комичность, нелепость и пагубность того времени. Но их куда интересней искать самому, чем расписывать тут

Третье: Рассказ старый. И речь в нем о тех временах, которые в школах\институтах учат абы как. Потому если ничего не смыслите во временах гражданской войны, НЕПа и первых пятилеток, то бросайте читать эту рецензию сейчас же. Вам будет не интересно. Гуглить же на такой огромный по продолжительности кусок истории долго, читать скучно, а запоминать лень. Тем, же кто интересуется историей СССР, историей целиком, вышел из ясельного возраста ( тут нужно уточнить, что я имею ввиду под ясельным возрастом. Это не оскорбление. Ясли = полное обслуживание индивида, кормежка с ложечки, помощь с одеванием, подтирание задницы чужими руками и полная, беспросветная тупость – возраст такой. Некоторые представители рода человеческого в яслях задерживаются. Вот вроде бы, как и 25 лет молодому человеку, и все половые признаки на лицо и какая-то вышка закончена, а за советом бегает к маме, задницу ему подтирает девушка, деньги берет в долг у банка, а из личных вещей лишь пара-тройка, за которые не нужно выплачивать кредит. И он беспросветно тупой, ясельный возраст, понимаете, да? Так вот, людям ясельного возраста эту повесть читать нельзя. Она будет непонятна, противна и не смешна. Это не оскорбление, это факт) , или решил восполнить пробелы в своем образовании – кушать подано.
Наслаждайтесь, благо иронии тут столько слоев, что никакому Островскому не снилось.

Четвертое: Повесть совершенно сюрреалистична и построена на обыгрывании типичных характеров той переходной эпохи, их взаимодействии. А так же сложных и подчас совершенно сумасшедших отношениях. Не ищите в тексте логики, её нет, да она и не нужна – все тут заточено под тончайшее высмеивание самих идеалов большевизма и социализма, сюр и трагикомедию положений.
Эдакая «Палата» Шукшина в декорациях Дали. Специфично и сильно на любителя. Долгое время повесть слыла эталонным чтивом для махровой интеллигенции, а в некоторые годы за этот текст, или там «Чевенгур» того же автора можно было получить определенный срок. Потому что в каждой шутке доля правды и то, что сейчас воспринимается как бред и сюр чистейшей воды, в 30е было лишь небольшим преувеличением.

Теперь о сюжете и персонажах:
Передать всю игру красок, образов, характеров персонажей и их безумной деятельности на отдельно взятом пространстве нереально, потому я дам каждому из них короткую характеристику, а потом объясню, какое отношение к этой банде психов имеет ювенильное море. Хорошо?

Образ №1 Федератовна. Скупа, стара как смертный грех, сует нос во все, что можно и нельзя. Не спит, боится проспать приход коммунизма. Инициативна. Вездесуща.

И раз
Цитата:
Под вечер старуха села в совхозную таратайку и поехала по всем пастбищам, по всем стадам, нажевывающим себе тело в степях; и когда развернулась ночь, то все еще гремела в пространстве таратайка Федератовны — этот звук старушечьей езды наводил жуть на нерадивых гуртоправов, потому что невозможно было что-либо скрыть от бессонной специальной бдительности Федератовны, умудренной хитростью классового врага. Даже лучшие доярки вздрогнули, когда узнали, что старуха стала помощником директора. Покойница Айна давала больше всех работы — она выдаивала по 190 литров молока в сутки при норме 125; бабушка же однажды просидела в степной ферме трое суток и надоила 700 литров.
— Сучки-подкулачницы, — сказала тогда Федератовна двум бабам-лодырям. — Только любите, чтоб вам груди теребили, а до коровьих грудей у вас охоты нет…
Она помнила всех выдающихся коров в совхозном поголовье, а быков знала лично каждого. Проезжая сквозь жующие стада, старушка всегда сходила с таратайки и бдительно осматривала скотину, особенно быков — их она пробовала кругом, даже вниз к ним заглядывала: целы и здоровы ли у производителей все части жизни.
Сейчас уж далеко звучала таратайка Федератовны и удалялась все более скоро, потому что старуха совала рукой в кучера и пилила его сзади своими словами.


И два
Цитата:
В эти моменты некоторые жители уже управились заметить таратайку Федератовны, и зажиточные ребятишки летали по дворам, предупреждая кого нужно, что появилась сама старуха, чтоб все сидели смирно, а остаточное кулачество пусть прячется в колодцы. Спустя ряд мгновений в деревне потух ряд печек и несколько последних, исхищренных кулаков полезли по бурьянным гущам к колодцам и залезли в них по веревкам, а в колодцах сели на давно готовые, прибитые к шахте табуретки и закурили.

Образ №2 Умрищев. Холост. Стар. Сед. Совершенно оторван от реальной жизни. Оппортунист. Любит историю и призывать каменный дождь на голову своим врагам. Девиз - "Не суйся".

И раз цитатка:
Цитата:
— Хорошо, — спокойно произносил секретарь, безмолвно борясь со своим сердцем. — Сколько племенных совхозных коров кулаки обменяли на свой беспородный скот? При содействии Божева, конечно!
— Я в этот счет не вмешивался, — с точностью отвечал Умрищев. — Я вел глубокую тактику и довольно принципиальную политику. А именно: пускай хоть кулаки, хоть бедняки, хоть кто, поменяют немножко своего скота на наш. Кулака раскулачат, бедняк войдет в колхоз — и все совхозное племя попозже или пораньше все равно очутится в обобществленном секторе. А вот в этом-то и скажется доброе, хозяйственное и ведущее влияние совхоза на колхозную прицепку. Тебе теперь понятно?
— Вы подлец и дурак, — тихо сказал секретарь, бледнея от сдерживаемого страдания. — Кулак порежет наш племенной скот, а ваш беспородный скот принесет нам одни убытки и повальные болезни.
— Какой это ваш и какой это мой скот? — спросил Умрищев. — Я имею собственность только в виде идейных мыслей, а не коров, я ношу при себе билет члена партии! Ты, брат, особо-то не суйся!
— Вы правы, — говорил секретарь, — билет члена партии вы носите при себе. Но я не прав, что сволочь его носит!

И два цитатка:
Цитата:
— Ну, я пойду, — стеснительно сказал Вермо. — До свиданья.
— Ступай и не суйся, — ответил директор. — Чем старина сама себя пережила: она не совалась!.. Ступай, а то мне тоже вскоре надо поехать кой-куда: окоротить сующихся…
После ухода инженера Умрищев взял из-под стола следующую книгу и заинтересовался ею. Это была «Торговля пенькою в Шацкой провинции — в 17 веке». Он и пеньку любил, и шерсть, и пшено, и быт мещерских и мордовских племен в моршанском крае, и черное дерево в речных глубинах, и томленье старинных девушек перед свадьбой — все это полностью озадачивало и волновало душу Умрищева; он старался постигнуть тайну и скуку исторического времени, все более доказывал самому себе, что вековечные страсти-страдания происходят оттого, что люди ведут себя малолетним образом и всюду неустанно суются, нарушая размеры спокойствия.


Образ №3 Босталоева. Молода. Политична до мозга костей. За социализм душу продаст. Из классового врага выбьет и продаст.

Цитата:
Начальник учреждения, пожилой рабочий, вдруг потерял свою дремоту и ясными глазами оглядел всю Босталоеву.
— Тебе сколько — полтонны нужно? — спросил он. — Возьми себе все четыре, ты из них дело сделаешь… Горюнов! — крикнул он ближнему секретарю. — Снять катанку с оргтары, перенарядить ее «Родительским Дворикам»! Поставь вопрос об этой оргтаре перед РКИ, пускай ей шерсть там опалят: надо показать мерзавцам, что металл бывает горячий. Верещасный! — провозгласил начальник поверх гула учреждения в сторону ответственного исполнителя, — зайди ко мне после занятий, я тебя, может, уволю за проволоку…
В тот же день Босталоева отправила три тонны катанки на совхоз, а одну тонну оставила на складе; затем — уже к вечеру — она явилась на гвоздильный завод и попросила директора нарубить ей из проволоки гвоздей.
— А за что мне их вам рубить? — сказал директор. — За ваши глаза?
— Да, — ответила Босталоева и посмотрела на него своими обычными глазами.
Директор глянул на эту женщину, как на всю федеративную республику, — и ничего не сумел промолвить: сколько он ни отправлял в республику продукции, выгоняя промфинплан до полутораста процентов, республика все говорила: мало даешь — и сердилась. И теперь стояла перед ним эта женщина, требовательная, как республика, и так же лишенная пока богатых фондов и особой прелести.
— Разве поцеловать мне вас за гвозди! — улыбнулся директор.
— Ладно, — согласилась Босталоева.
Директор с удивлением почувствовал себя всего целиком — от ног до губ, — как твердое тело и даже внутри его все части стали ощутительными, — до этого же он имел только одно сознание на верху тела, а что делалось во всем его корпусе, не чувствовал.
— А вы не обидитесь? — спросил директор, бдительно наблюдая кабинет: нигде не слышно было шагов, телефон молчал, вентилятор гудел ровно, как безмолвный.
— Не обижусь, — ответила Босталоева, — потому что я привыкла… Прошлый год я достала кровельное железо, мне пришлось за это сделать аборт. Но вы, наверно, не такая сволочь…


Образ №4 Вермо. Инженер. Полон бредовых социалистических идей. Уважает механизацию труда. Беспощаден, бестолков, беспринципен.

И раз
Цитата:
Вермо не услышал: он заметил, как дрожали первичные волны рассвета на востоке, и мучил в темноте своего сознания зарождающуюся, еле живую мысль, еще неизвестную самой себе, но связанную с рассветом нового дня. Однако, опершись рукой на спящего быка, Вермо уже приобрел другую догадку: не пришла ли пора отойти от ветхих форм животных и завести вместо них социалистические гиганты, вроде бронтозавров, чтобы получить от них по цистерне молока в один удой?
На обратном пути Вермо погрузился в смутное состояние своего безостановочного ума, который он сам воображал себе в виде низкой комнаты, полной табачного дыма, где дрались оборвавшиеся от борьбы диалектические сущности техники и природы. Не было того естественного предмета или даже свойства, судьбу которого Вермо уже не продумал бы навеки вперед;


И два
Цитата:
Босталоева молчала. Вермо глядел ей вслед и думал, сколько гвоздей, свечек, меди и минералов можно химически получить из тела Босталоевой. «Зачем строят крематории? — с грустью удивился инженер. — Нужно строить химзаводы для добычи из трупов цветметзолота, различных стройматериалов и оборудования».


Это далеко не все персонажи. Других, не менее гротескных, гиперболизированных типажей в тексте пруд пруди.
Теперь о их взаимодействии и собственно сюжете. Я повторюсь, не хочу идти по стопам махровых критиков - не буду искать в тексте того, чего нет.
Не буду выводить из имен персонажей вселенскую глубину. Мол, Умрищев, от слова умереть/смерть. Образ отмирающей, бесполезной в эпоху социализма оппортунистического прошлого. Выводить ассоциации с книгой про Ивана Грозного, что он читает и Сталиным, строя параллели и находя исторический стёб там, где его нет. Не буду развлекаться с Вермо, выводя его имя из слова верно и подначивая о том, что разводя бронтозавров - вы "верной дорогой идете, товарищи". Не буду. Просто потому, что очень сомневаюсь в том, что сам Платонов это делал. Талантливый автор многое делает интуитивно. Он брал то, что его окружало, обрабатывал и писал. С юмором, со свойственным только ему "блеском" и не логичностью построения фраз. Но вот двух-трехэтажной глубины в этой повести нет.

Все как в том анекдоте


Персонажи взаимодействуют не по какому-то кармическому принципу, а для "комедии ситуаций". Автор хотел показать бессмысленность новой модели общества и показал. С блеском.
Нужно было Платонову кинуть читателю образ бестолковости коллективизации, машинизации и социализма? Без проблем, получите-
далекий мясосовхоз, одуревших от свалившейся ответственности и помешанных на труде обитателей. Глупых, отставших от жизни руководителей. Деспотичных прорабов. Насильников, воров, лжецов и убийц. Фанатичных приверженцев социализма, не имеющих вектора, но обладающих бесконечным запасом сил. Все это слегка гиперболизировать. Дать в конце надежду на светлое будущее, но высмеять эту глупую, робкую надежду. Вуаля, получится то самое "Ювенильное море".

Можно долго и уныло писать о значении слова "Ювенильное" в контексте повести - это море юности социалистических людей. Их идей. Молодости и, как следствие, глупости самой идеи социализма. Я не стану. Ювенильное море - тончайшая издевка на всеми надеждами коммунизма. Такими же утопическими, как и море в степи. Автор про это прямо сказал в тексте.

Кому я предлагаю читать эту повесть я сказал, о чем она - и так понятно. Копать глубже нельзя, сюжет и так не изобилует поворотами, а если я пойду немного дальше, то раскрою его целиком и полностью. Персонажи очень колоритные. Стёба, если смотреть под правильным углом и не лезть в философию - море.

Желаю приятного чтения, повесть великолепна.

_________________
Бремя наших дней слишком тяжело,чтобы человек мог нести его в одиночестве.
"Оскар Уайльд. Молодой король".
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Dellarion Отправить личное сообщение ICQ Number
СообщениеДобавлено: Пн Апр 28, 2014 1:55 pm Ответить с цитатой
Alstromaria
Зарегистрирован: 19.11.2013
Сообщения: 118
Откуда: Полтава




Замечательная рецензия, пожалуй, одна из твоих лучших. Разбор персонажей оригинален и... возникает очень сильное желание сравнить твою характеристику с описанием, данным в книге. И это - очень здорово.
Концовка шикарная, лаконичность здесь самое точное и нужное. Думаю, у тебя получилось тонко и правильно передать саму идею книги. Оставляет приятное впечатление и руки тянутся гуглить на саму повесть )
Спасибо.

_________________
Ты, мол, Рыжий, нарушитель равновесия, разрушитель порядка, тебе, мол, Рыжий,
при любом порядке плохо, и при плохом плохо, и при хорошем плохо. (Стругацкие)
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Alstromaria Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Пн Апр 28, 2014 2:14 pm Ответить с цитатой
Dellarion
Зарегистрирован: 05.10.2010
Сообщения: 2578
Откуда: Полтава




Это не рецензия. Рецензии должны быть занудными, тягомотными и очень скучными. Не хотел я такое делать. Не хотел и слишком много писать. Вода никогда не шла на пользу тексту.
Вышло мало, худо и бедно. Зато если кто-то захочет понять что-то о "Море" у него будет такой шанс без вывиха мозжечка.
Спасибо на добром слове )

_________________
Бремя наших дней слишком тяжело,чтобы человек мог нести его в одиночестве.
"Оскар Уайльд. Молодой король".
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Dellarion Отправить личное сообщение ICQ Number
СообщениеДобавлено: Пн Апр 28, 2014 2:26 pm Ответить с цитатой
Alstromaria
Зарегистрирован: 19.11.2013
Сообщения: 118
Откуда: Полтава




Кто сказал, что "Рецензии должны быть занудными, тягомотными и очень скучными"?)
Ты прав. Вода действительно редко идет на пользу тексту. А рецензии должны пойти на пользу %)

_________________
Ты, мол, Рыжий, нарушитель равновесия, разрушитель порядка, тебе, мол, Рыжий,
при любом порядке плохо, и при плохом плохо, и при хорошем плохо. (Стругацкие)
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Alstromaria Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Пн Апр 28, 2014 2:31 pm Ответить с цитатой
Dellarion
Зарегистрирован: 05.10.2010
Сообщения: 2578
Откуда: Полтава




А ты погугли -"Ювенильное море", рецензия. Сравнишь. В наше время это так просто )

_________________
Бремя наших дней слишком тяжело,чтобы человек мог нести его в одиночестве.
"Оскар Уайльд. Молодой король".
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Dellarion Отправить личное сообщение ICQ Number
СообщениеДобавлено: Пн Апр 28, 2014 7:17 pm Ответить с цитатой
Alstromaria
Зарегистрирован: 19.11.2013
Сообщения: 118
Откуда: Полтава




Ну ок, погуглила. Обычные рецензии, каких тысячи в учебниках по литературе, практически без намека на оригинальность. Не интересно.

_________________
Ты, мол, Рыжий, нарушитель равновесия, разрушитель порядка, тебе, мол, Рыжий,
при любом порядке плохо, и при плохом плохо, и при хорошем плохо. (Стругацкие)
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Alstromaria Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Сб Май 03, 2014 5:28 am Ответить с цитатой
Dellarion
Зарегистрирован: 05.10.2010
Сообщения: 2578
Откуда: Полтава




Люди обожают в споре с критиком использовать пару трюков, возьми себе на заметку:

а) То, что вы заливаете не рецензии. РЕЦЕНЗИИ ПИШУТСЯ НЕ ТАК. ВОТ настоящие рецензии ( идут ссылки на Белинского и компанию). Вы не имеете права называться критиками.
б) То, что вы пишете, вы пишете на не литературном языке. Огромное количество неологизмов делают ваш текст мусором. Атата, товарищ, как не стыдно, вы же материтесь в тексте! Фи, я удаляюсь.
в) ТЫ ВРЕШЬ, У МЕНЯ ВСЕ КРУТО! ТЫ ЗАВИДУЕШЬ, ТЫ ОСЛЕПЛЕН МОИМ БЛЕСКОМ! Я ПИШУ ШЕДЕВРЫ, А ТЫ НЕ НАПИСАЛ НИЧЕГО, ТОЛЬКО КРИТИКУЕШЬ СМЕРД! Это классика. Объяснить человеку, что он не прав - невозможно.
Особенно, если у него есть фаны, которые будут дружно лаять на тебя между плевками пафосом тебе в лицо в исполнении "самого".
г) Вы не берете за рецензии денег? Фу, вы же дилетант. Работать на халяву? Шутите? Вы смешны, я пошел дальше, тут воняет идиотами.
д) Вы ругаетесь, что вам не платят? А должны? Оу, вы еще и сами предлагаете свою помощь? ( дальше на выбор вопли по пунктам из списка выше). Оу, вы еще и денег не хотите? Вы дебил, сударь!

Могу продолжать, но суть, думаю, ясна? Твои, мои рецензии никогда не будут хороши. Потому ознакомиться с работами конкурентов и сравнить результат - не самая плохая идея. Замечая чужие ошибки проще не допускать свои. Ты сравнила - сравнение в мою пользу.
Но это по конкретной книге так. Очень часто бывает совсем даже и наоборот.

_________________
Бремя наших дней слишком тяжело,чтобы человек мог нести его в одиночестве.
"Оскар Уайльд. Молодой король".
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Dellarion Отправить личное сообщение ICQ Number
СообщениеДобавлено: Сб Май 03, 2014 9:36 am Ответить с цитатой
Alstromaria
Зарегистрирован: 19.11.2013
Сообщения: 118
Откуда: Полтава




Хд. Учитывая некоторые обстоятельства, суть более, чем ясна. Особенно пункт Г порадовал. А насчет того, что редко кто может признавать свои ошибки - классика. Причем, чем более человек зажрался, тем неадекватней он реагирует на критику.
Возьму на заметку )

_________________
Ты, мол, Рыжий, нарушитель равновесия, разрушитель порядка, тебе, мол, Рыжий,
при любом порядке плохо, и при плохом плохо, и при хорошем плохо. (Стругацкие)
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Alstromaria Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Пт Июл 25, 2014 6:44 pm Ответить с цитатой
Dellarion
Зарегистрирован: 05.10.2010
Сообщения: 2578
Откуда: Полтава




Хочу написать рецензию на "Чевенгур", уже 70% прочел и застопорился. Намертво. Все пытаюсь понять, уже второй месяц, что же в этой книге гениального. Пока ни в какую.

_________________
Бремя наших дней слишком тяжело,чтобы человек мог нести его в одиночестве.
"Оскар Уайльд. Молодой король".
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Dellarion Отправить личное сообщение ICQ Number
Андрей Платонов - "Ювенильное море"
Список форумов » Рецензии (2008-2015)
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Часовой пояс: GMT + 3  
Страница 1 из 1  

  
  
 Начать новую тему  Ответить на тему  


Powered by phpBB © 2001-2004 phpBB Group
phpBB Style by Vjacheslav Trushkin
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS