login.php profile.php?mode=register faq.php memberlist.php search.php index.php

Список форумов » Обзоры (2008-2018) » "Последняя крепость" Н.Резановой
Начать новую тему  Ответить на тему Предыдущая тема :: Следующая тема 
"Последняя крепость" Н.Резановой
СообщениеДобавлено: Пн Дек 13, 2010 8:25 pm Ответить с цитатой
Ортанс (Юлия)
Зарегистрирован: 06.11.2010
Сообщения: 49
Откуда: Н.Новгород




ЮЛИЯ Р. БЕЛОВА
ЕВРЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ В ПОВЕСТИ НАТАЛЬИ РЕЗАНОВОЙ "ПОСЛЕДНЯЯ КРЕПОСТЬ"

[img]

1990-е года принесли новые тенденции в российскую фантастику. Социальные и политические изменения минувшего десятилетия, попытки национальной самоидентификации вызвали особый интерес читателей к истории, что нашло выражение в большой популярности жанров исторической и этнографической фантастики, в том числе альтернативной истории, псевдоисторического романа и фэнтези. Так как в массовом сознании фантастика ассоциируется с литературой исключительно развлекательной, подобное представление обеспечивает писателю-фантасту относительную свободу от идеологического давления и исторических стереотипов, позволяя затрагивать в своих произведениях серьезные исторические, философские и религиозные проблемы. Как справедливо отмечают критики, фантастический метод играет в этом случае роль камуфляжа.
Тем не менее до последнего времени еврейская тема была почти не знакома российским фантастам и их читателям. Лишь малая пресса временами публиковала фантастику, в которой в той или иной степени затрагивалась еврейская тематика (достаточно вспомнить произведения Альберта Зеличёнка "Скажи "Шибболет" и "Купериаду"). Повесть Натальи Резановой "Последняя крепость" стала первым фантастическим произведением, полностью посвященным еврейской тематике и при этом опубликованным в центральном издательстве*.


* Время от времени еврейскую тематику -- в частности, агадические сказания -- использует в своих произведениях Г.Успенский, хотя она и не является главной темой ни одного из его произведений. Однако необходимо отметить, что проживающий в Красноярске Успенский использует Агаду гораздо активнее и плодотворнее, чем проживающий в Израиле Амнуэль.


На первый взгляд сюжет повести может показаться знакомым по многим произведениям фэнтези: взятие врагами последней крепости покоренной врагами вымышленной страны и гибель почти всех ее защитников кроме единственного ребенка, попытки выросшей девочки отомстить за гибель своих близких. Однако почти сразу же начинаются отличия от всех традиционных произведений фэнтези. Прежде всего ни на что не похожее описание народа нептаров, народа прирожденных мятежников, не являющихся "ничьими рабами кроме Бога". Основными темами повести "Последняя крепость" являются темы свободы и предательства. Сюжет повести затрагивает одну из самых трагичных страниц в еврейской истории -- осаду римлянами крепости Масада в конце Иудейской войны и последующее самоубийство всех ее защитников. Однако в произведении, полностью посвященном еврейской истории, ни разу не упоминаются слова "еврей", "Иудея" или "иудаизм", хотя Резанова щедро разбрасывает намеки на то, что послужило основой для сюжета повести, превратив ее в своеобразный ребус. Уже эпиграф "Последней крепости" состоит из цитат из "Иудейской войны" Иосифа Флавия, посвященной подвигу защитников Масады, и стихотворения Борхеса "Израиль", в тексте повести встречаются видоизмененные цитаты из "Второзакония", хотя Наталья Резанова ни разу не упоминает названия цитируемых произведений. Само название страны Нептара является слегка видоизмененным ивритским словом "нибтар", что значит, "избранный". Слово "нокэм" переводится с иврита как "мститель" (здесь Резанова следует примеру Фейхтвангера, который называл зелотов "мстителями Израиля"). Имя главной героини "Мавет" означает "смерть" (память о пережитой гибели родителей и собственном неудачном самоубийстве). Но Н.В. Резанова опять-таки не дает перевода имен или названий.
Для любого человека, знающего еврейскую историю, не составляет труда провести параллели между событиями, послужившими предысторией для повести, и событиями реальными, тем более, что в "Последней крепости" Н.В. Резанова практически ничего не выдумывает.
Очень характерен образ предателя Омри Га-Хода, составленного из биографий трех людей: Иосифа Флавия, римского полководца и еврейского отступника Тиберия Александра и апостола Павла. Конечно, прежде всего Омри -- Иосиф Флавий, но Иосиф, не ставший писателем, так что его предательство предстает во всей неприглядности, не приукрашенной талантом литератора. Надо сказать, что образ Иосифа Флавия немало волнует Резанову и неоднократно встречается в ее произведениях. "Гениальный подонок Иосиф", -- говорит о нем героиня романа "Золотая голова" и добавляет: "Он писал гораздо лучше, чем я ожидала. А человеком оказался -- гораздо хуже".
В вымышленном мире Резановой Иосиф Флавий является полководцем, администратором и придворным, что идет от второго прототипа -- Тиберия Александра, в большей степени, чем Тит, заслуживающего имени победителя в Иудейской войне. Во время сцены объяснения Мавет и захваченного в плен Омри Га-Хода ("Нептара изжила себя как государство... Чтобы возвысится, надо сперва унизиться. Пора освободиться от представления, что Нептара -- это пуп мироздания... Нептара -- это не каменистая земля под раскаленном солнцем. Нептара -- это царство духа, которому не должно быть границ") во весь рост встает третий прототип -- апостол Павел.
И здесь стоит отметить еще одно высказывание Омри: "Обычай дозволяет нептарам лгать и льстить врагам, но не соплеменникам". Если во всех остальных случаях, описанных Резановой, можно найти аналогии в реальной истории (единобожие нептаров, их характеристика окружающими народами как вечных мятежников, жестокий деспотичный князь, борьба партий), то слова Омри прямо противоположны утверждениям законоучителей. Трактаты Талмуда неоднократно подчеркивают запрет на обман и причинение ущерба неевреям, запрет даже более строгий, чем на обман евреев. Как отмечается в трактате Кад Гакемах "обижающий нееврея совершает более тяжкое преступление, чем тот, кто обижает еврея: ибо еврей, потерпевший обиду от единоверца, не станет обвинять его веры, -- между тем как иноверец... не стеснится поругаться над самой еврейскою верою. Следовательно, тут присоединяется грех оскорбления имени Божьего".
Что же, Наталья Резанова не знает фактов? Вовсе нет. Заявление Омри следует рассматривать как его дополнительную характеристику, подчеркивающую, что предав свой народ, он не стесняется хулить имя Бога, искажая Его законы.
В целом, благодаря многочисленным намекам, повесть превращается в ребус, решить который может лишь подготовленный читатель, и характеризуется анализом предательства, совершаемого с холодностью и безжалостностью патологоанатома.


БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Резанова Н.В. Золотая голова: роман. -- в сб. Последняя крепость. -- М.: Центрполиграф, 1999.
2. Резанова Н.В. Последняя крепость: повесть. -- в сб. Последняя крепость. -- М.: Центрполиграф, 1999.
3. Иосиф Флавий. Иудейская война. -- Минск: "Беларусь", 1991.
4. Мировоззрение талмудистов. Свод религиозно-нравственных поучений в выдержках из главнейших книг раввинской письменности (репринтное воспроизведение издания 1874-1876). -- М.: Научно-издательский центр "Ладомир", 1994.
5. Фейхтвангер Л. Иудейская война: роман. -- Собрание сочинений в двенадцати томах. Т.7. -- М.: "Художественная литература", 1965.
6. Белова Ю.Р. За что люди любят фэнтези?// Славная подруга (фэнзин). --
1996. -- N4(17).
7. Черных В. Я не люблю убивать или тема женской жестокости и агрессии в произведениях Н.Резановой// Славная подруга (фэнзин). -- 1995. -- NN4(8)-5(9).
8. Черных В. Дас ист фантастиш?// Славная подруга (фэнзин). -- 1999. -- N8(32).
9. Арчет (фэнзин). Вып.16. -- 1999.
10. Ярмарка сюжетов: фантастические рассказы лауреатов премии "Малый Зилант". - Казань: "Мастер Лейн"--КЛФ "Странники", 2000.
[/img]
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Ортанс (Юлия) Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
"Последняя крепость" Н.Резановой
Список форумов » Обзоры (2008-2018)
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Часовой пояс: GMT + 3  
Страница 1 из 1  

  
  
 Начать новую тему  Ответить на тему  


Powered by phpBB © 2001-2004 phpBB Group
phpBB Style by Vjacheslav Trushkin
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS