Пока рецензии пишутся, а книги читаются, решил добавить свой перевод прошлогодней статьи на тему оживших мертвецов...
«Они пришли, чтобы забрать тебя!»
Эта цитата из культового зомби фильма Джорджа Ромео «Ночь живых мертвецов» может стать мантрой для продавцов книг по всей стране, ведь недавно они оказались в окружении зомби — в романах, антологиях, нонфикшине, руководствах по выживанию, книгах-советах, графических романах и научных исследованиях. Когда-то зомби были изгоями в жанре ужасов и пребывали в тени призраков, оборотней и вампиров, сегодня они уверенным шагом вошли в мейнстрим и, если данные о продажах могут быть приняты за показатели — более двухсот тысяч проданных копий зомби-апокалипсиса Макса Брукса «Мировая война Z» с момента публикации в 2007 году, в то время как «Pride and Prejudice and Zombies» Сэта Грэхема-Смита пережило шестнадцатое издание и было переведено на семнадцать языков после релиза в апреле, — то читатели, кажется, с удовольствием… едят это.
Распространенность зомби в медиа-культуре, начиная с видеоигр и комиксов и заканчивая фильмами и детскими книгами, привело к тому, что Time magazine в своем выпуске от 9 апреля 2009 года объявил: «Зомби — это новые вампиры». Так откуда же взялся этот неожиданный сдвиг парадигмы на вершине пищевой цепочки фантазии?
«Возможно, зомби стали так популярны из-за своей природы, они почти как чистый лист бумаги», — говорит Дон Д’ауриа, исполнительный редактор Leisure Books по хоррору. «Вы можете в них увидеть многое. Сатиру на защиту интересов потребителя, или комментарий к любому групповому разуму. Вдобавок они легко узнаваемы. Даже не читающие хоррор люди знают, кто такие зомби, или, по крайней мере, имеют о них хоть какое-то представление».
Зомби: Новый Вампир
По большей части ответственность за вновь открывшийся интерес к кровавым зомби лежит на очень веселом парне по имени Макс Брукс. В 2003 году Макс, пишущий для Saturday Night Live, выпустил «A Zombie Survival Guide», книгу-рекомендацию для людей, насмотревшихся «Ночь живых мертвецов» Джорджа Ромео. Написанное с сатирой на наш интерес к зомби в кино («С тех пор, как живые мертвецы, шагнули на экран, их главными врагами стали не охотники, а критики») и черным юмором («Уровень интеллекта среднестатистического зомби находится где-то ниже планки умственных способностей среднестатистического насекомого») практическое руководство Брукса о защите от зомби, о питании и уничтожении этих существ читается подобно рекомендациям для мира, где зомби вездесущи — и надоедливы — словно мухи.
Спустя три года и сотни тысяч проданных копий издатель Брукса, Crown, выпускает «Мировую войну Z», серьезный роман ужасов о глобальной пандемии зомби с социальными и политическими интригами. Два совершенно разных подхода Брукса к тематике зомби основываются на том, что Сьюзан Чэнг, главный редактор Tor Books, определила как изменчивость зомби, как символа. «Характер книг о зомби охватывает огромный спектр жанров — от настоящего хоррора до наивного юмора» — говорит она. В 2011 году «Мировая война Z» будет экранизирована режиссером Марком Фостером. А этой осенью Брукс возвращается с новой книгой — «The Zombie Survival Guide:Recorded Attack», графическим романом, рассказывающем о противостоянии зомби за шестьдесят тысяч лет до нашей эры.
Успех книг Брукса пробудил у читательской аудитории интерес к зомби. В том же году, когда «Мировая война Z» вошла в список бестселлеров Дэвид Веллингтон пишет «Monster Island», историю о холокосте зомби, опубликованную Thunder’s Mouth. Роман начинался, как серия записей в авторском блоге, но его мгновенная популярность в итоге привела к заключению Дэвидом контракта на трилогию, чей выход не заставил себя долго ждать. Помимо «Monster Island» в нее входят «Monster Nation» (2006) и «Monster Planet» (2007). В этоже время Scribner издает «Мобильник» Стивена Кинга, рассказывающий о том, как люди превратились в яростных зомби под действием телефонного импульса. В марте прошлого года Broadway Book издает сентиментальный зомби-роман С.Г. Брауна под названием «Breathers: A Zombie’s Lament», права на экранизацию которого были немедленно куплены и в 2011 году ожидается выход киноадаптации.
Затем появился «Pride and Prejudice and Zombie» от Quirk Books, ироническое смешение элегантности Джейн Остин и зомби-каннибалов, под авторством Сэта Грэхема-Смита. Своей переработкой романа Джейн Остин, в котором сестры Беннет показаны как семья погонщиков зомби, Грэхем-Смит разрушил стену, которая отделяла жанр зомби от классической литературы.
«Мне всегда хотелось сделать меш-ап на известный классический роман», — говорит главный редактор Quirk Джейсон Рекулак о происхождении книг. «Я думал, что будет забавным создать «новую и усовершенствованную » версию классики, которую дети вынуждены читать в средней школе. Я взял список классических романов и список элементов, которые должны их улучшить — пираты, роботы, ниндзя, обезьяны и т.д. Когда я провел черту между «Гордостью и предубеждением» и зомби, то я уже знал название и о чем будет эта книга». С тиражом более шестисот тысяч экземпляров «Гордость и предубеждение и зомби» стал настоящим бестселлером.
Рассвет мертвецов.
В действительности, сегодняшний взлет интереса к зомби, это классический пример того, как старые вещи оказываются вновь востребованными из-за подходящего «духа времени». Постоянно присутствующие на протяжении столетий в запдно-индийском фольклоре зомби были открыты для американских читателей в начале двадцатого века в романе Уильяма Сибрука «Magic Island» (1929), описании путешествия по Гаити, в котором было рассказано о возрожденных с помощью колдовства мертвецах, используемых в качестве дешевой рабочей силы на тростниковых плантациях. Книга Сибрука зажгла воображение многих авторов дешевого чтива, которые тут же начали создавать огромное количество историй о ходячих мертвецах для Weird Tales и других журналов ужасов и научной фантастики. В тоже самое время, когда Роберт Говард, Хаг Кейв, Шербари Куинн, Генри С. Уайтхед, Джейн Райс и другие фантасты создавали литературное наследство для зомби, голливудские студии щекотали нервы любителям кино такими фильмами, как «White Zombie» (1932) и «I Walked with a Zombie» (1943).
Однако история зомби, как ее описывают сегодня, отпраздновала только лишь двадцатую годовщину. В июне 1989 года Bantam выпустила «Book of the Dead», антологию новых рассказов о зомби под редакцией Джона Скипа и Крейга Спектора, двух самых скандальных авторов зарождающейся волны сплаттерпанка. Ссылаясь на «Ночь живых мертвецов» Джорджа Ромеро, как на основного вдохновителя их стиля жестокого хоррора, редакторы призвали самых известных и ярких звезд этого жанра, — среди них Стивен Кинг, Роберт Маккаммон, Дэвид Шоу и Джо Лансдейл — отбросить в сторону все запреты и позволить «мясу» летать в радостно-ужасных рассказах, созданных в духе фильмов Ромеро об ордах воскресших зомби, чей укус заразен и чья жажда к живым людям так же ненасытна, как и непостижима. Следующая антология «Still Dead» (1991) предложила еще больше кровавых историй о живых мертвецах и способствовала зарождению целой серии антологий зомби-рассказов, включая «Mammoth Book of Zombie» (1993) Стивена Джонса, «The Ultimate Zombie» (1993) Байрона Присса и Джона Бетанкурта, три выпуска «Book of Fll Flesh» (2001-2003) Джеймса Лоудера и «Mondo Zombie» (2006).
Все эти внутрижанровые усилия изменили образ зомби от глупого и почти не представляющего угрозу автомата традиционной мистической литературы к злобной самомотивируемой машине, прекрасно подходящей для пост-Ромеровской аудитории. Но всего этого еще не было достаточно, чтобы выпустить монстра на широкую публику. В течении всех этих лет зомби медленно проникали в нашу культуру. Они быстро распространялись по фильмам, таким, как «Зловещие мертвецы» Сэма Рейми и «28 дней спустя» Дэнни Бойла. Популярные компьютерные игры, подобные «Обители зла», сталкивали игроков с живыми мертвецами и превращали участников всех возрастов и склонностей в опытных охотников на зомби. Известные серии комиксов, включая Marvel Zombie представляет Человека-Паука, Халка и прочих супергероев в роли разлагающихся зомби, которые сражаются с еще более отвратительными врагами, в то время как инди-комиксы, подобно Biohazard и Living With Zombie поднимают планку крови и насилия. А популярные комиксы подобно The Walking Dead Роберта Киркланда приподнимают обычное апокалипсическое вторжение зомби до историй человеческого конфликта и драмы. Результатом всего этого зомби стали худощавее, неприятнее, быстрее и болезненнее, такими, какими их вырастила публика.
Затем последовали атаки террористов, 9/11, и национальный ужас перед безликими ордами врагов, рабски послушных своей цели по распространению насилия. Внезапно, зомби стали монстром нашего времени. «Мне кажется важным, что взлет интереса к зомби приходится на время 9/11 и войну в Ираке», — говорит Рекулак. «И с тех пор он продолжает расти».
Празднество зомби
Зомби-литература заполняет все больше жаровых ниш. Прошлой осенью, Night Shade Books, ведущие специализированное издательство фэнтези и научной фантастики, выпустили антологию Джона Джозефа Адамса «The Living Dead», экспертный отбор лучших рассказов о зомби, опубликованных за последние три десятилетия. В феврале следующего года выходит «The New Dead» — антология оригинальных зомби-рассказов под редакцией Кристофера Голдена, с участием Макса Брукса, Джо Хилла и других тяжеловесов хоррора. В декабре ожидается «The Ultimate Zombie: an Anthology of Flesh-Eating Fiction» от Ulysses Press.
Ulysses Press также этим летом готовит к выпуску «The Zombie Handbook», руководство, которое должно помочь читателю «распознать живого мертвеца и выжить в грядущем зомби-апокалипсисе». В октябре к нему присоединится «Zombie for Zombie» от Sorcebooks, руководство для зомби написанное Дэвидом Мерфи с советами по питанию, правильным манерам, уходу за собой, управлением гневом и лучшими рецептами по приготовлению мозгов.
Лиз Горински, редактор Tor, видит будущее зомби-литературы в смешении жанров. Взяв за пример такие книги, как «Affinity Bridge» Джорджа Манна, роман в жанре стимпанк с воскресшими персонажами, и готовящийся к выходу «Boneshaker» Чэри Приста, кишащий зомбиподобными «прогнившими», она говорит: «Вероятнее всего, по мере того, как мы двигаемся вперед, мы увидим еще больше зомби внутри разных поджанров». И действительно, этой осенью нас ожидает беспрецедентное вторжение зомби в научную фантастику, когда Del Rey выпустит «Star Wars: Death Troopers» Джо Шрибера, рассказывающий о заброшенном космическом корабле, которые выращивает болезнь способную действительно поднять из мертвых.
Подобно тому, как Стефании Майер благодаря своим пользующимся большим спросом книгам из серии «Сумерки», сделала вампиров доступными для читателей более младшего возраста, так и зомби начинают заполнять книжные полки с подростковой литературой. Эту границу взломал Р. Л. Стайн книгами из цикла «Goosebumps», которые показывают, как много детей жаждут отталкивающего в своем чтении. «Зомби обращаются ко всем возрастам», — говорит Чэнг. Этим августом мы увидим издание «My rotten Life» Дэвида Лабора, первую книгу в сериале «Nathan Abercrombie, Accidental Zombie», в которой главный персонаж должен преодолевать все трудности средней школы (гимнастический класс, хулиганов и т.д.), а мешает ему в этом будет то, что он — зомби. В том же месяце Tor Teen выпускает роман Э. Ван Лоу «Nevwe Alow Dance with a Zombie», который Чэнг характеризует как «Встреча «Роми и Мишель на встрече выпускников» и «Ночи живых мертвецов». Обе книги будут веселыми и одинаково подойдут как мальчикам, так и девочкам».
Все вышеперечисленное вызывает вопрос: сколько преображений зомби и жанровых вторжений способен выдержать рынок популярной литературы? По мнению Д’ауриа — не много. «Я думаю, что рынок ужасов, в отличие от основной литературы, уже перешагнул через зомби. Сегодня мы наблюдаем, как зомби переходят в другие жанры. Например, в январе следующего года, Leisure выпускает романтическую антологию «My Zombie Valentine». Зомби переходят из индустрии хоррора в мейнстрим и теряют большую часть своей ужасности». На самом деле, тот факт, что зомби по своей природе так жестоки ставит Чэнг под сомнение, что они когда-либо будут столь же популярны и вездесущи, как вампиры. «У зомби нет лица. В них нет романтики, как у вампиров. Вы же не влюбитесь в зомби — вы побежите от него, как от самого дьявола».
Тем не менее, все редакторы признают, что количество литературы о зомби растет. И, пока тенденция не снижается, правильнее всего предположить, что ничто этот рост не задержит.
Интересно. Особенно про другие жанры. Мне попадались забавные варианты использования зомби в народном хозяйстве. А что? Кормить можно любой дрянью, как свиней, не болеют, не возбухают не по делу, по бабам не бегают. Тупые только, но для простых работ - самое оно.
Ну да - вампиры уже безбожно затасканы, настала очередь зомбяков... Правда, лично мне поверить в то, что
Цитата:
главный персонаж должен преодолевать все трудности средней школы (гимнастический класс, хулиганов и т.д.), а мешает ему в этом будет то, что он — зомби.
так же трудно, как и в любовь вампира к еде а-ля Стефани Майер...
З.Ы. ИМХО, вершина творчества на тему зомби (с точки зрения жути) - "Кладбище домашних животных" Кинга. После него другие зомбяки уже не впечатляют...
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах