login.php profile.php?mode=register faq.php memberlist.php search.php index.php

Список форумов » Рецензии (2008-2015) » Майкл Муркок - Элрик из Мельнибонэ (написано для МОСКа)
Начать новую тему  Ответить на тему Предыдущая тема :: Следующая тема 
Майкл Муркок - Элрик из Мельнибонэ (написано для МОСКа)
СообщениеДобавлено: Ср Окт 06, 2010 6:05 am Ответить с цитатой
Dellarion
Зарегистрирован: 05.10.2010
Сообщения: 2582
Откуда: Полтава




Майкл Муркок - Хроники Элрика из Мельнибонэ



Скачать бесплатно:Майкл Муркок - Хроники Элрика из Мельнибонэ

Название: Хроники Элрика из Мельнибонэ
Автор: Майкл Муркок
Серия: Вечный Воитель

Аннотация: Знаменитая героическая сага об Элрике Мелнибонийском и о его рунном мече Буревестнике, порождении самого Хаоса. Путь славы и бесславия Элрика пролегает между безумием Владык Хаоса и разумом Владык Закона, к чьей последней решающей битве и приводит в конечном итоге древнюю Землю последний император Мелнибонэ.
Рецензия: Сегодня я хочу предложить вам поговорить о творчестве одного из самых колоритных авторов двадцатого столетия – Майкла Муркока. Личность этого фантаста многогранна и полифонична. Она полна аллюзиями, метафорами, архетипами и аллегориями. Целое поколение читателей выросло на его книгах, взрослея вместе с Элриком, Корумом и Эрикезе. Множество людей прошло по дорогам ирреальных миров, которые создал демиургический гений Муркока. Для миллионов любителей фантастики имена его героев знакомы, близки и находят отклик в самых потаенных уголках души. Я предлагаю вам еще одно путешествие. Давайте на некоторое время забудем о нашем с вами суетном мире, и погрузимся в Мультивселенную. Еще раз встанем плечом к плечу с одним из самых известных героев нашего времени – Элриком из Мельнибонэ.
Но прежде чем начать рассказ об Элрике, мне бы хотелось прояснить несколько важных деталей. К сожалению, в наши дни имя Муркока потеряло былую славу, и многим молодым читателям практически незнакомо. Мне бы хотелось исправить эту печальную статистику. Сходите за чашкой кофе, отключите на несколько минут мобильный телефон – ничто не должно мешать нашему путешествию. Дамы и господа – мы начинаем наш вояж.
Откуда взялись герои? Какими они должны быть? Для чего, собственно, герои существуют? На эти вопросы существует множество ответов. Что делает героя – героем? Вот еще очень интересный вопрос. Если посмотреть на львиную долю современной фэнтези, мы можем увидеть один чрезвычайно стойкий архетип – всемогущего попаданца. Мужчину (женщину), которого судьба, боги или иная вражья сила забросила в волшебный мир. Его целью становится спасение умирающих, прыгание на головах страждущих, и выбивание соломинок из рук утопающих. Конец этих историй всем знаком – мир, счастье, замешанное на абсолютной власти для мужчин, и свадьба для женщин. Есть исключения, но они подтверждают правило. Этот образ появился благодаря многим факторам. Здесь и пресыщение серой реальностью нашего с вами мира, здесь и попытка к бегству от рутины и круга обязанностей, свойственных каждому человеку. Тут и слабая фантазия многих авторов фантастики, подхвативших «Новую волну», но способных лишь копировать чужие идеи. Однако являются ли попаданцы героями? Хватает ли язвительности, божественных сил, могучей магии, всесильных мечей для этого титула? Давай попробуем вместе ответить на этот вопрос.
Если мы посмотрим в начало всей фантастики – мифы и эпос древних цивилизаций, то заметим, что героев лишь два типа: герой обычный и герой культурный. В чем разница? О, различия между этими двумя типажами огромны. Первым появился культурный герой, он дарил, или похищал у богов знания, искусство и дарил его людям. Смелый, храбрый, честный, верный – вот черты характера этого персонажа. Культурный герой изменял целые вселенные. Самым известным представителем этого класса мы можем считать Прометея. А откуда взялись простые герои? Они появились намного позднее. Герои обычного вида ( суперсильные, глуповатые, обвешанные магическими артефактами) – представители средневекового эпоса. Здесь можно назвать и Роланда, и Зигфрида и подавляющее большинство рыцарей Круглого стола ( к слову, читая рассказы о них сошел с ума Дон Кихот )). Они были развитием идей греков и римлян, своеобразным переложением Одиссея и Прометея на новый лад.
В наши дни фантасты своим творчеством плодят очередных Дон Кихотов…Но ведь так было не всегда! В 70-х годах двадцатого века на небосвод фантастики взошла звезда одного из самых неоднозначных представителей этого жанра – Элрика. Что же в нем такого необычного? Давайте разберемся.

Элрик был создан как антипод Конану. Вместо первобытной варварской силы персонажа Говарда, наш герой обладает утонченным вкусом. Конан отличается завидным здоровьем, невероятной физической мощью, и берет себе что захочет благодаря собственной отваге. Муркок создал Элрика болезненным альбиносом, немощным ( без вмешательства магии), расчетливым, умным и коварным. Лед и пламя, тень и свет. Наследник могучей империи, Элрик беспокоится за свой народ, обретает и теряет друзей, никогда не идет в бой без подготовки. Вы почувствовали разницу? Один из этих персонажей культурный герой, а второй герой обычный. Эльрик разрушал империи, свергал богов и побеждал сильнейших воинов многих миров не по личной прихоти. Он страдал, глубоко переживал каждое поражение, радовался победам. Герой Муркока несет свободу ( даже анархию), возможность выбрать свой путь, стать сами собой. Что же делает Конан? Есть, спит, ищет очередной всесильный меч. Спасает красавиц по сиюминутной прихоти и тут же бросает, по той же причине. Даже став королем Конан остался самим собой. А вот Эльрик нет. Все представители мыслящей интеллигенции, в конце концов, переживают сильнейший душевный диссонанс. Это происходит в тот момент, когда окружающий мир становится настолько чужд внутреннему миру человека, что он не может найти себе в нем места. Так было и с Эльриком.
Но почему? Для ответа на этот вопрос, нам нужно разобраться в Мультиверсуме, который создал Майкл Муркок. Когда мы поймем что он из себя представляет, и определим роль Эльрика в картине мира, мы поймем причину кризиса его мировоззрения.

Мириады вселенных плывут в потоке времени. У них свои боги, свои герои, собственная история. Над всеми осколками миров довлеет Великое равновесие, следствием которого является бесконечная борьба между Порядком и энтропией Хаоса. К слову, Муркок вынес эту идею из увлечения зороастризмом. Именно там он почерпнул образ вечного сражения между добром и злом. Полярными, абсолютно равноправными ипостасями одного целого ( возможно добро самую малость сильнее). Именно этот образ придал Мультиверсуму тот самый шарм, благодаря которому он стал истинной Меккой для миллионов поклонников творчества Майкла. В его мирах нет абсолютной силы, нет непогрешимых богов. Все имеют право на ошибку, его персонажи могут менять свою сторону, переходя от Порядка к Хаосу и наоборот. Даже лорды закона и энтропии в разных мирах имеют разную силу. Так, например, Ариох – валет дома Хаоса в мире Элрика – сильнейший, а в мире еще одного из героев Муркока – Корума, самый слабый.
Но кроме двух извечных сил-соперников есть еще одна деталь. На поверку она оказывается самой важной частью всех книг автора. Своеобразной «идеей нон грата». Вечным двигателем, задающим тон всем книгам цикла. Да что тут говорить, весь цикл назван ее честь, имя ей – Вечный Воитель. Именно этот образ является ключом к понимаю книг Муркока. Воитель един во всех ипостасях. Он рождался и умирал миллиарды раз в бесконечном количестве вселенных. Служил порядку и хаосу, отстаивал честь и свободу простых людей, разрушал и воздвигал империи одна краше другой. Но все его поступки и деяния подчинены Великому Равновесию, чьим вечным слугой он и является. Одной из ипостасей Вечного стал и Элрик. Именно обреченность, фатализм и рок сделали его тем, кем он стал. Что интереснее всего – Элрика можно назвать романтическим персонажем. Все признаки романтизма налицо: одиночество, отрицание окружающей реальности, идея Пути, кризис мировоззрения. Именно фатум превратил уставшего от собственной роли Элрика в бездушную машину для убийств. Ну что, думаю, пришла пора поговорить о главном герое нашего сегодняшнего путешествия. Встречайте, дамы и господа – Элрик из Мельнибонэ!


Цитата:
Цвета выбеленного черепа его кожа, а волосы, что струятся ниже плеч, молочной белизны. С узкого лица смотрят миндалевидные глаза – малиновые и грустные. Из рукавов желтого одеяния выглядывают тонкие руки, также цвета кости – они покоятся на подлокотниках трона, вырезанного из огромного рубина.
В малиновых глазах беспокойство, и время от времени одна рука поднимается, чтобы поправить легкий шлем на белых волосах; шлем сделан из какого-то темно-зеленого сплава и искусно отлит в виде готового взлететь дракона. А на палец руки, рассеянно поглаживающей корону, надет перстень с редким камнем Акториосом, и сердцевина камня неторопливо движется и меняет форму – словно это некий живой дым, которому так же неспокойно в драгоценной тюрьме, как и молодому альбиносу на Рубиновом троне.
Он смотрит вдоль длинного пролета кварцевых ступеней вниз, туда, где его придворные танцуют с такой манерностью и таким змеиным изяществом, что их можно принять за призраков. Он размышляет о сути нравственности, и уже одно это отдаляет правителя от подавляющего большинства его подданных, ведь народ этот – не люди.
Это народ Мелнибонэ, острова Драконов, который властвовал над миром десять тысяч лет и чья власть закончилась менее пятисот лет назад. Народ этот жесток и умен, а «нравственность» для них – это всего лишь уважение к традициям, насчитывающим сотню веков.
Молодому человеку – четыреста двадцать восьмому в родовой линии, идущей от первого императора-чародея Мелнибонэ, – их представления кажутся не только высокомерными, но и глупыми. Ведь очевидно, что остров Драконов потерял Почти всю свою мощь, еще сто-двести лет – и само его существование будет поставлено под угрозу: назревает прямое столкновение с набирающими силу человеческими народами, которых в Мелнибонэ снисходительно называют Молодыми королевствами. Пиратские флоты уже предпринимали неудачные набеги на Имррир Прекрасный, Грезящий город – столицу Мелнибонэ, острова Драконов.
Но даже ближайшие друзья императора отказываются обсуждать с ним возможное падение Мелнибонэ. Они выражают недовольство, когда он заговаривает об этом, считая его доводы не только немыслимыми, но и противоречащими хорошему вкусу.
Вот поэтому император и размышляет в одиночестве. Он досадует, что его отец, Садрик Восемьдесят шестой, не оставил больше детей и поэтому более достойный монарх не может занять место на Рубиновом троне. Вот уже год, как Садрик ушел в мир иной – и, по слухам, с радостью встретил смерть. Всю жизнь Садрик оставался верен своей супруге – императрица умерла при родах единственного болезненного младенца. А Садрик, чье чувство к своей жене столь сильно отличалось от того, что свойственно людям, так и не смог оправиться. Его не смог утешить и собственный сын, единственное напоминание о жене и ее невольный убийца. Принца выходили волшебными снадобьями, пением заклинаний, настоями редких трав, силы его поддерживались всеми способами, известными королям-чародеям Мелнибонэ. И он выжил – и живет до сих пор – единственно благодаря колдовству, потому что, слабый от природы, без своих лекарств он и руки не способен поднять большую часть суток.
Если молодой император и находит какое-то преимущество в своей слабости, так только в том, что он волей-неволей много читает. Ему еще не исполнилось и пятнадцати, когда он прочел все книги в библиотеке отца, и некоторые из них – не по одному разу. Его колдовские силы, основу которых заложил Садрик, теперь превышают силы любого из его предков во многих поколениях. Он обладает глубокими познаниями о мире за пределами Мелнибонэ, хотя пока еще почти не соприкасался с ним напрямую. Если бы он пожелал, то мог бы вернуть прежнюю мощь острову Драконов и править как полновластный тиран не только своей землей, но и Молодыми королевствами. Но чтение научило его сомневаться в пользе силы, сомневаться в том, что он вообще должен применять власть, которой обладает. Причиной этой его обостренной «нравственности» – которую он сам едва понимает – стало чтение. Вот почему он – загадка для своих подданных, а для некоторых Даже и угроза, ведь он думает и действует не так, как, по их представлениям, должен думать и действовать истинный мелнибониец (а тем более император).

Я специально не обрезал эту большую цитату. Именно эти строки очень точно характеризуют Элрика в начале его жизненного пути - молодого, неопытного, знающего окружающий мир только по книгам. Влюбленного и любимого Симорил ( сестрой своего кузена), не терявшего близких и друзей, не испившего горькую чашу одиночества. Именно с таким Элриком мы можем познакомиться, начиная читать серию книг о его приключениях.
Вот только эта созерцательная полоса в его жизни очень быстро заканчивается. Йиркун – кузен и вечный соперник, коварно захватывает трон. Элрик побывав на самом пороге смерти вынужден переосмыслить свое отношение к жизни. Существу с утонченным взглядом на сущность бытия чрезвычайно сложно стоять у руля древней и могучей империи. Народ Острова драконов – мельнибонийцы, в былые времена огнем и мечом покорили своей воле весь обитаемый мир. Десять тысяч лет продолжалось их правление, но оно подошло к концу. Красив Имррир – столица Мельнибонэ, красив сложно последняя мечта гениального поэта, красив как легкая греза великого художника. Красив – но обречен.Время владычества драконьих всадников прошло. Имррир погряз в иллюзорных снах, в иллюзорных мечтах о величии Мельнибонэ. Империя потеряла былое влияние, дав возможность появится Молодым королевствам людей. Юным, неопытным, все еще ищущим свое место под солнцем. Муркок мастер контрастов. Именно на дуохромности выстроен образный ряд саги о Элрике. Контраст между императором-альбоносом и его жестоким кузеном, видением мира Элрика и философией мельнибонийцев. Глубокой разнице в менталитете Острова драконов и Молодых королевств. Но…наша история не нуарная сказка о добре и зле. У нас в графе жанр – героическое фэнтези. Значит должен появиться герой. И он пришел, хотя сам того и не желал.

Началось все с того, что Йиркун похитил возлюбленную Элрика – прекрасную Симориль. В отчаянии, император мельнибонэ призвал Ариоха, и заключил с ним вассальный договор. Но Йиркуну было мало власти над Островом драконов, призвав себе на помощь могучих демонов, он разузнал место расположения Рунных мечей – страшного оружия, которым когда-то давно владели императоры островной империи. В мире Эльрика, как и в мириадах других вселенных нет оружия более могучего чем рунные мечи – Буреносец и Утешитель. Их черные, покрытые таинственными рунами лезвия несут только смерть. Но, по странному стечению обстоятельств, смерть других, становится для Эльрика лучшим лекарством. Выпивая души поверженных врагов, меч отдавал их силу своему владельцу. Пройдя сквозь мир демонов, найдя и снова потеряв Симориль, наш герой столкнулся в битве не на жизнь, а на смерть со своим кузеном.
Цитата:
А затем рунные мечи Утешитель и Буревестник покинули места, на которых находились так долго.
Буревестник оказался в правой руке Элрика, Утешитель – в правой руке Йиркуна...
Мечи пели. Их голоса были тихими, но вполне отчетливыми. Элрик легко поднял огромный клинок, повернул его туда-сюда, восхищаясь этой зловещей красотой...
И он был полон страха – невыносимого страха. И этот страх вызвал в нем какую-то безумную радость, дьявольское желание драться и убить своего кузена, вонзить меч глубоко в сердце Йиркуна. Отомстить. Пролить его кровь. Отправить в ад его душу...
И Утешитель встретил удар Буревестника и, отразив его, нанес ответный – но Элрик отскочил в сторону и обрушил Буревестник на своего врага сверху и сбоку, отбросив на мгновение назад Йиркуна с его Утешителем. Но и следующий удар Буревестника был встречен. И следующий. Если силы противников были равны, то равны были и силы мечей, которым, казалось, передалась ненависть их владельцев.
Лязг металла о металл превратился в безумную песню Мечей. Это была ликующая песня, словно они радовались тому, что снова наконец-то ведут бой – пусть и друг против друга.
Элрик едва видел своего кузена, принца Йиркуна, лишь изредка перед ним мелькало его темное безумное лицо... Вражда Элрика и Йиркуна меркла в сравнении с враждой мечей, словно бы наслаждавшихся возможностью сойтись в схватке после многих тысяч лет бездействия.
И это наблюдение навело Элрика – который теперь сражался не только за жизнь, но и за душу – на мысль о характере его ненависти к Йиркуну.
Да, он убьет Йиркуна, но не по воле другой силы. Не для того, чтобы доставить удовольствие этим зловещим мечам...
Элрик больше не сражался со своим кузеном. Он сражался с волей двух Черных Мечей.
Буревестник рванулся к открывшемуся на мгновение горлу Йиркуна. Элрик ухватился за меч и оттащил его назад, сохранив жизнь кузену. Буревестник жалобно застонал, как собака, которой не дали укусить забравшегося в дом чужака.
Стиснув зубы, Элрик процедил:
– Я не твоя марионетка, рунный меч. Если мы должны быть вместе, то пусть наше единство будет основано на взаимопонимании.
Меч, казалось, заколебался, потерял бдительность, и Элрик с трудом отразил неистовую атаку Утешителя, который словно почувствовал свое преимущество.
Элрик вдруг ощутил, что энергия потекла через его правую руку, наполняя тело силой. Это мог сделать только меч. Теперь ему не нужны были его снадобья, теперь он никогда больше не будет испытывать приступы слабости. В бою он будет побеждать, в мирное время – править, как могущественный властелин. Он сможет путешествовать один, не опасаясь за свою жизнь. Меч словно бы напоминал ему обо всем этом, отражая одновременно атаку Утешителя.
Но что меч потребует взамен?
Элрик знал. Меч сказал ему об этом без всяких слов. Рунному клинку необходимо сражаться, потому что таков был смысл его существования. Буревестнику нужно было убивать, потому что это давало ему энергию – жизни и души людей, демонов, даже богов.

Наша история имела свое начало, нашла она и свой конец. Элрик победил своего кузена, завладел Рунным мечом и вернулся домой, в Имррир. Конец? Конечно нет! Это лишь начало конца, и для Элрика, и для Симорил, и для Мельнибонэ.
Не хочу раскрывать сюжет остальных книг цикла. Скажу лишь, что Элрик побывал в великом множестве времен и миров. Сражался с множеством колдунов, чародеев, богов и героев, в схватках с которыми он далеко не всегда выходил победителем. Его странствия - поиск. Поиск себя, своего места в жизни, поиск цели самой жизни. Глубоко одинокий, Элрик, странствует по миру надеясь обрести любовь и мир. Но судьба всегда возвращает его на дорогу в неизвестность, оставляя позади лишь руины былых надежд. Элрик меняется от книги к книге – он давно растерял юношеский оптимизм, его немощное тело изранено в сотнях битв, на душе кровоточат многочисленные отметины, нанесенные неумолимым роком. Наш герой ищет место, где он сможет обрести покой. А есть ли это место? Майкл Муркок с уверенность говорит, - «ДА! Такое место существует, и имя ему – Танелорн.»
Все герои Муркока ищут ( зачастую таки находят) Танелорн. Только для каждого он свой. Романтические черты проступают в этом месте сильнее всего. Ведь у каждого пути должен быть свой финал.

Эпилог: Сага об Элрике из Мельнибонэ - блестящая жемчужина в сокровищнице мировой литературы. Не смотря на то, что к языку Муркока можно предъявить множество претензий, образы, которые он вложил в свои
книги, актуальны и в наши дни. Поиск умиротворения, надежда обрести свое место в мире - вот, те вехи, по которым проложен сюжет этой саги.

Надеюсь, вы сможете добавить имя Муркока в список "любимых". Он того стоит. Приятного чтения)
С Уважением - Dellarion

_________________
Бремя наших дней слишком тяжело,чтобы человек мог нести его в одиночестве.
"Оскар Уайльд. Молодой король".
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Dellarion Отправить личное сообщение ICQ Number
СообщениеДобавлено: Пн Ноя 08, 2010 11:04 am Ответить с цитатой
Ftheo
Зарегистрирован: 11.10.2010
Сообщения: 29
Откуда: Санкт-Петербург




После прочтения этой рецензии решил почитать сагу об Элрике.

Может быть вариант перевода кривой попался, может со мной чего не так.

1й рассказ прочитан на 90%.
Пока ничего выдающегося не увидел. Больше всего напоминает сюжет комикса с неадекватным мегазлодеем, у которого вечно все планы идут наперекосяк. Ляпы присутствуют. Магию не заметил, кроме одного эпизода, больше напоминающего шаманское камлание (эпизод с призывом короля океанов).

По стилистике языка. Повторов много, синонимы почти отсутствуют. Фраза "корабль, что плывет по суше и воде", повторяющаяся при каждом упоминании этого артефакта вызывает глубокую задумчивость.

Надеюсь дальше рассказы будут интересней и разнообразней.

_________________
Let`s burn
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Ftheo Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Пн Ноя 08, 2010 11:09 am Ответить с цитатой
Dellarion
Зарегистрирован: 05.10.2010
Сообщения: 2582
Откуда: Полтава




Первый самый...простой) Он таким, в принципе, и должен быть. О Эльрике много написано. И все разное. Без первого ( таки да, самого простого) - остальное будет не так вкусно. Все повести и романы написаны в разное время, и очень сильно отличаются.

_________________
Бремя наших дней слишком тяжело,чтобы человек мог нести его в одиночестве.
"Оскар Уайльд. Молодой король".
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Dellarion Отправить личное сообщение ICQ Number
Майкл Муркок - Элрик из Мельнибонэ (написано для МОСКа)
Список форумов » Рецензии (2008-2015)
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Часовой пояс: GMT + 3  
Страница 1 из 1  

  
  
 Начать новую тему  Ответить на тему  


Powered by phpBB © 2001-2004 phpBB Group
phpBB Style by Vjacheslav Trushkin
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS