Несколько раз садился писать отзыв к этой книге, но постоянно что-то отвлекало. И вот, после третьего прочтения этого замечательного произведения, я твердо намерен довести задуманное до логического конца.
Уверен, для большинства произведение знакомо и мнение о нем уже составлено. Поисковик на сайте, увы, не работает, но я то помню, что Тарас отнес Анклавы к «почти городскому фентези». Многие сравнивают «Анклавы» и «Тайный город», автор же один и действие происходит в Москве – убийственные аргументы. Как по мне, так «Анклавы» лучшее произведение Панова и «Тайный город» даже близко к нему не приближается. ТГ – красивая сказка, и дело даже не в том, что сказки меня цепляют редко, ТГ зацепил и первые книг 6 я читал с огромным удовольствием, главная проблема в том, что это чисто коммерческий проект. Сейчас, когда появилось огромное количество книг, написанных в соавторстве, это очевидно, к сожалению книги эти не очень высокого качества и сравнивать их с первыми книгами просто нельзя. Огромный же плюс Анклавов в том, что это полностью завершенное произведение, продолжения не предполагается. Я на это надеюсь. Если появится приквел про Верхний или Нижние миры, или про исследование новых миров за авторством Панова – общий рейтинг Анклавов сильно упадет в моих глазах.
Анклавы – книга антиутопия. Идея, лежащая в основе, просто шикарна. Не знаю как остальные потенциальные анклавы, но Москва уже сейчас живет своей отдельной от остальной России жизнью. И разумеется прототип Гонконг. Здесь все отлично. Сказать «не верю» просто не поворачивается язык. И таких «вбросов», маленьких и больших, в книге немало. Сначала они шокируют, хочется сказать «данунафиг», а потом задумываешься, крепко задумываешься – не такой уж это бред, есть реальные предпосылки. Китай первая экономика мира? Юани в ходу по всему миру, не доллары, не евро, а именно юани. В 2006 году это не было так очевидно, сейчас да, сейчас трудно поспорить. Исламский Европейский союз, Ланданабад – совершенно шикарный посыл, который наиболее остро встал всего год назад. «Католическое вуду», вы только вчитайтесь в этот бред. Не хватает только «православного шаманизма». Но в книге бредом ты это уже не считаешь. Шикарная книга. Япония северная провинция Китая, Россия заканчивается Байкалом, было бы смешно, если бы не было так грустно.
И при всем при этом политики в книги нет. Если задаться целью ее, политику, можно отыскать где угодно. Но заметных следов нет, нет предпочтения одной из сторон. Все одинаково плохие. Самостоятельный, живой, детально проработанный мир со своими собственными политическими «разборками».
Герои. Герои в книге яркие и индивидуальные. Возможно, кому-то покажется, что их слишком много в книге, а по мне так их на удивление мало. Для пяти книг не так уж и много. О героях можно говорить часами, это отдельная тема и ее пока касаться не будем.
Панова много ругают за «Большое количество недосказаностей». Мол, автор просто бросил многие вопросы - потерял к ним интерес. Позиция литературных хомячков – все нужно разжевать и положить в рот. А по мне, так даже лучше. То забытое чувство от прочтения хорошей научной фантастики, когда мозг начинает обдумывать, а не впитывать. И все это в современных декорациях.
Детали. «Дьявол кроется в деталях» - помните? Это как раз про эту книгу. Можно пролистать от корки до корки не вдаваясь в детали — получится неплохой такой боевичок. Можно даже выдернуть книгу из серии и прочитать отдельно. Впечатлений останется немного, но они будут. Сейчас все прилавки завалены такой литературой. Может получится как со мной, прочитал книгу из серии Анклавы «Кредит милосердия» Точинова и возникла целая куча вопросов: прятки, Мутабор, генавры, безы. Интерес заставил обратиться к первоисточнику и … я пропал для мира, пока не прочитал всю серию. Повезло, что серия уже завершилась. Так о чем это я? Ах да — детали.
Можно копнуть глубже, в книге нет малозначительных деталей, здесь все взаимосвязано, один факт влечет за собой следующий и так все 5 книг. Малозначительный факт может оказаться ключевым в последующих событиях, если сознание зацепилось за факт и он отложился на подкорке — при наступлении события ты оценишь проработанность мира. Если нет — обязательно зацепишься за этот факт при повторном прочтении серии. Это невероятно, но чем внимательнее ты читаешь книгу — тем больше тебе открывается, и так при каждом прочтении. Я перечитал 3 раз и все равно нашел для себя что-то новое, не замеченное ранее. Друг перечитал 5 раз и будет перечитывать еще.
Первая книга сначала шокирует обилием параллельных сюжетных линий, но это только поначалу, потом втягиваешься. «В армии тяжело только первые 25 лет» (с) . Как только перестаешь сопротивляться обилию сюжетов — тебя уносит поток повествования, в себя приходишь только дочитывая финальную книгу серии.
Реальный мир, это не будущее, это завтрашний день такой похожий на настоящее. Нет принципиальных технологических рывков, все это уже есть сегодня, пусть в прототипах и проектах, но уже есть. Наны, которые следят за сохранностью зубами и эпопея с Роснано в реальной жизни, и после этого кто-то будет утверждать, что в книге нет юмора? Я отвлекся. Мир пронизанный диалектическим материализмом, культ золотого тельца. Первые две книги именно об этом. Но в мир уже начинают проникать отдельные необъяснимые факты, небольшие штрихи, отдельные детали. За них цепляется взгляд, но тут же повествование уносит дальше. Их не замечаешь, но их количество постепенно растет. И наступает момент, когда уже целенаправленно начинаешь искать подтверждения своим предположениям, пусть они поначалу кажутся невероятными.
В третьей книге действие происходит уже не в Москве, в четвертой книге «темп» повествования заметно снижается. Автор исписался? Ничуть. Невозможно написать одинаково захватывающие 4 книги подряд, внимание притупляется. Это затишье перед бурей, в пятой книге сюжет понесется вскачь. Может это послабление для основной сюжетной линии, можно было бы запихнуть весь сюжет в четыре или может быть даже в три книги, но это «послабление» идет на пользу проработки мира книги.
Ну и наконец финал, может он не такой эпичный, как ожидалось, но заставляет задуматься. Лучше чем бык осеменитель в Барлионе. Финал неожиданный. Нет эпичности, зато есть смысл, индивидуальный, для каждого свой. Кто как додумает, какие выводы сделает.
Настоятельно рекомендую к вдумчивому прочтению.
И да, вычитаю при первом удобном случаем, но обязательно в ближайшее время.
Поисковик работает "как работает" по вине движка. Я копался в коде в меру своих знаний, но ничего исправить не смог. Или не нашел, или просто не хватает мозгов.
"Анклавы" - хорошая штука. Действительно хорошая. Одно жаль, Панов подисписался. Выжали из него все соки, как из Лукьяна. А может он и сам их из себя выжал, нуждаясь в деньгах.
Последние его книги-серии по мне слегка натянутые и натужные.
Огромное спасибо тебе за рецензию/обзор. Приятно читать )
Одно жаль, Панов подисписался. Выжали из него все соки, как из Лукьяна. А может он и сам их из себя выжал, нуждаясь в деньгах.
Зачем самого себя расстраивать? Если рассматривать эту книгу отдельно, а я ее воспринимаю именно как одну книгу из 5 частей, тогда все не так уж и плохо. Я имею ввиду отдельно от поздних, более слабых произведений. Вполне уверенно можно назвать индивидуальным шедевром автора. Вот если бы в погоне за длинным рублем автор взялся за продолжение - тогда да, тогда бы я расстроился.
Мне книга нравится, поэтому и отзыв получился хороший.
Одно жаль, Панов подисписался. Выжали из него все соки, как из Лукьяна.
KamataYan и SumPa
от KamataYan я в полном восторге, SumPa ... вот тут неоднозначно. Реализация по прежнему шикарная, вот только нестандартный авторский ход озадачивает.
Одно жаль, Панов подисписался. Выжали из него все соки, как из Лукьяна.
KamataYan и SumPa
от KamataYan я в полном восторге, SumPa ... вот тут неоднозначно. Реализация по прежнему шикарная, вот только нестандартный авторский ход озадачивает.
Признаюсь, не уловил ход мысли спустя столько времени. О чем ты?
Я понял, рад, что хоть кто-то еще в строю. После недавней попытки Лукьяненка писать под псевдонимом, закончившейся фиаско, пример Панова просто дарит тепло. И хорошо.
М. Там простая история, псевдоним не зашел. Ноунейм оказался никому не интересен. Лукьян сказал, что "пошутил" и выложил от своего лица.
Называется "Маги без времени", лежит на Флибусте.
Перед вами роман в жанре классического фэнтези от известного российского писателя, автора популярного цикла «Дозоры» Сергея Лукьяненко. Книга изначально задумывалась как эксперимент, попытка выяснить, легко ли раскрутиться начинающему автору. Сергей Васильевич решил поставить опыт: придумал псевдоним Мастер Романов и начал выкладывать текст, далекий от его фирменного авторского стиля, на одной из литературных интернет-площадок. И читатели, и профессиональные писатели оценили историю «неизвестного автора» по достоинству.
А что напишут? Тему, где он выложил первый вариант текста - потерли. 11 комментов, уровня "низашло" - тоже. Теперь это в лучшем случае на случайных скринах, до которых никому нет дела.
Книгу я не читал, вообще сейчас отхожу от фантастики и фэнтези, бесполезные, но может и гляну. Данный текст - интересен.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах