login.php profile.php?mode=register faq.php memberlist.php search.php index.php

Список форумов » Обзоры (2008-2018) » В поисках утопии
Начать новую тему  Ответить на тему Предыдущая тема :: Следующая тема 
В поисках утопии
СообщениеДобавлено: Пн Дек 13, 2010 8:10 pm Ответить с цитатой
Ортанс (Юлия)
Зарегистрирован: 06.11.2010
Сообщения: 49
Откуда: Н.Новгород




ЮЛИЯ Р. БЕЛОВА
В ПОИСКАХ УТОПИИ:
ТВОРЧЕСТВО ПИСАТЕЛЯ-ФАНТАСТА ПЕСАХА АМНУЭЛЯ


Творчество Павла (с 1991 г. -- Песаха) Рафаэловича Амнуэля (р. 1944 г.) начиналось в эпоху всеобщих восторгов перед достижениями науки и техники, и особенно перед наступлением эпохи космических открытий. Среди писателей-фантастов того времени было немало инженеров и ученых в области точных и естественных наук. Сам Амнуэль получил специальность астрофизика и работал в Шемахинский астрофизической обсерватории, а в дальнейшем в Институте физики в Баку. Он опубликовал более 50 научных работ и 5 книг по специальности, защитил диссертацию. Научная деятельность оказала серьезное воздействие на литературное творчество писателя, однако литературные интересы Амнуэля сформировались гораздо раньше. Еще в 1958 году в возрасте 15 лет он написал рассказ "Икария Альфа", опубликованный журналом "Техника-молодежи", в котором затрагивались проблемы многообразия жизни во Вселенной и контакта с инопланетными (в данном случае, с инозвездными) разумами. Позднее эти темы вместе с мечтой дойти "пешком до звезд" и идеями по выработки особой методики воспитания гениев и прогнозирования открытий стали традиционными для писателя. В целом, несмотря на некоторые особенности, творчество Павла Амнуэля следовало общему руслу развития советской фантастики, создавая особый идиллический мир, герои которого с энтузиазмом решали научные проблемы, находя счастье в работе и творчестве. В повести "День последний -- день первый" Амнуэль следующим образом характеризует подобную литературу: "В детстве я зачитывался Мартыновым, позднее -- Булычевым, потом -- Ефремовым и Стругацкими. Мне нравились и "Гианэя", и "Девочка из будущего", и "Туманность Андромеды", и "Возвращение", и все повести о Горбовском. Светлое наше завтра! В котором хочется жить!.."
Как и вышеперечисленные авторы Амнуэль внес свой вклад в создание светлой утопии коммунистического будущего. Конечно, этот мир не был бесконфликтным, но чаще всего это был конфликт лучшего с хорошим. Новая научная методика, разработанная героем, могла быть не сразу принята научными авторитетами, герой мог колебаться в выборе между двумя своими талантами, но все это ни в коем случае не останавливало поступательного движения вперед. Между тем в своих произведениях Амнуэль давал довольно схематичную картину окружающего мира, картину гораздо более условную, чем у многих других писателей фантастов. Идеальным местом действия в произведениях писателя являлись обсерватория, лаборатория или космическая станция. В своем и чужом творчестве П. Амнуэля прежде всего интересовали выдвигаемые авторами научные идеи. Не случайно, разрабатывая совместно с инженером и писателем-фантастом Г.Альтовым критерии, по которым должны оцениваться научно-фантастические произведения, оба автора выше всего ценили новизну и убедительность выдвинутых писателями научных идей и лишь потом их человеческую ценность и художественные достоинства, что являлось наиболее ярким выражением технократического способа мышления. В соответствии с классификацией Альтова-Амнуэля многие выдающиеся произведения научной фантастики получили весьма низкие оценки. Но самое главное -- подобная классификация фактически ставила под сомнение принадлежность фантастики к литературе и сводила ее к вспомогательной научной дисциплине.
Недостатки подобной классификации проявлялись и в том, что сам Амнуэль создал ряд произведений не помещающихся в установленные им же рамки. В этих произведениях описание научных идей отходит на второй план и автор больше внимания уделяет проблемам взаимоотношений человека и общества, человека и природы. Как правило, подобное происходило в произведениях, описывающих миры неблагополучия, где повествование автора сбивалось в памфлет или же переходило в лирику. Но характерно, что все эти миры неблагополучия находятся где-то далеко. В Соединенных Штатах, где агрессивная политика президента чуть было не привела к ядерной катастрофе (рассказ "Через двадцать миллиардов лет после конца света"), где безответственный эксперимент полностью меняет весь мир (рассказ "Невиновен!" -- впрочем в данном случае сатирическая направленность рассказа смягчается неожиданным и парадоксальным концом в духе Р.Шекли) и где ВПК преследует ученого-мутанта, а затем уничтожает его (повесть "Взрыв"). Или же на другой планете, укрытой непроглядными тучами и туманом, где лишь немногие люди осмеливаются покинуть безопасность своих деревень, уйти странствовать, подняться в горы и увидеть солнце (повесть "Выше туч, выше гор, выше неба"). И лишь политические реформы в СССР, все больше переходящие в социальную патологию и кровавые межнациональные столкновения, заставили Амнуэля сосредоточиться не на захватывающих научных идеях, а на социальных проблемах.
В повести "Высшая мера" главный герой экстрасенс Леонид Лесницкий вынужден вступить в схватку с воинствующим антисемитом, называющим себя Патриотом. Но оказывается, что и Лесницкий и Патриот обладают одной душой на двоих, и когда Лесницкий гибнет при попытке остановить погром в Фергане, умирает от сердечного приступа Патриот. В своем прозрении страшного прошлого и не менее страшного будущего Лесницкий приходит к выводу, что все люди -- часть друг друга и окружающего мира и таким образом в буквальном смысле слова являются гражданами Вселенной (космополитами). Впрочем, возможность как-то исправить ошибки и преступления человечества главный герой смог получить только через свою смерть. Светлая утопия сменилась реальностью кошмара.
В 1991 году Амнуэль уехал на постоянное жительство в Израиль. Некоторое время после переезда он еще продолжал создавать произведения, в которых прежний идеальный мир будущего сменился тягостным миром настоящего, с его национальными и религиозными распрями, бездушием, охватывающим все стороны жизни, и торжеством невежества. Даже обсерватории и исследовательские институты превращаются в творчестве Амнуэля в сборища склочников и невежд. Достается и советской фантастике. В повести "День последний -- день первый" главный герой рассуждает: "Я ... вяло поспорил о том, стоит ли вешать на столбе наших писателей-фантастов или достаточно не читать их произведений? Какое умилительно сладкое будущее они нам готовили!.. В котором хочется жить! Но которое решительно никто не желал строить..." Впрочем, в это же время в творчестве писателя появляются новые темы, ставшие вскоре основными. Переезд в Израиль привел не только к перемене Амнуэлем имени с Павла на Песаха. П.Амнуэль открывает для себя неведомый ему прежде мир еврейской истории и культуры и с пылом прозелита создает роман о скрытых смыслах Торы, дающей всем людям, в которых есть хоть капля еврейской крови, всемогущество, и открывающей перед ними всю Вселенную -- этот Израиль нового Исхода (роман "Люди кода"), а также серию повестей и рассказов об альтернативной истории Израиля и истории будущего Израиля. В двух сборниках "Девятый день творения" и "Мир-зеркало" настроение автора колеблется от трагического до безудержного веселья. Автор то спрашивает, почему Всевышний столь суров к своему народу, то жизнерадостно рассказывает о каком-нибудь удачном ответвлении еврейской истории. То повествует о трудной доли репатриантов, то весело сообщает, как Израиль XXI века благополучно выпутывается из очередной проблемы. В мрачном и безнадежном рассказе "Авраам, сын Давида" говорится о юном мессии, пришедшим в мир через 8 тысяч лет после исчезновения еврейского народа.
"-- Почему Творцы всегда опаздывают? -- сказал старик.
Был ли это вопрос или только мысль, не обращенная ни к кому? Авраам, вероятно, думал о том же, потому что сказал своим ломким детским голосом:
-- Когда продумываешь мир на миллионы поколений вперед, разве так уж жалеешь об ошибке в десяток или даже тысячу
?"
В другом повествовании шестнадцатилетний репатриант с Украины Мишка Беркович по собственной глупости попадает в Мекку VI века, оказывается принят в род курейшитов и в будущем становится отцом пророка Муххамеда, так и не узнав, к чему это должно привести. Как замечает автор: "Мишка Беркович хорошо знал языки, неплохо -- математику, и еще умел играть на скрипочке. Историю он знал плохо. Историю Ислама не знал вовсе. В школах Кривого Рога ее не изучали" ("А Бог един...").
В следующих рассказах автор повествует, как Моссад спас Израиль от ядерной бомбардировки, отправив в далекое прошлое население арабских стран ("Вперед, в прошлое"). Как благодаря победе в Иудейской войне и захвату Рима, евреи имеют несколько государств на Ближнем Востоке и владеют частью Италии ("Рим в 14 часов"). Вообще Амнуэль то и дело переигрывает результаты Иудейской войны, создавая все новые и новые альтернативы. В рассказе "Космическая одиссея Алекса Крепса" герой попадает в альтернативный мир, где уже 4 тысячи лет стоит Первый Храм:
"-- В вашей Вселенной тоже есть Израиль?
-- А что, и в вашей тоже? -- удивилась Хая.
-- И Второй Храм у вас бы? И галут? И катастрофа?
-- Второй? Нет, Храм у нас один -- Первый. Стоит четыре тысячи лет. А галут -- это да. Как наш полководец Бен-Маттафий вошел в Рим, так римляне и отправились в галут. Сейчас началась большая алия, но это смешно -- их всего-то сорок три человека на всей планете. Восемнадцать уже репатриировались в Рим, остальные выжидают
."
Устроив же помилование Иисуса, один из героев писателя создает мир, в котором и немцы являются евреями, и президент Ельцин издает указ о необходимости соблюдения всех 613 заповедей ("Человек, который спас Иисуса").
Однако, возникает вопрос, действительно ли Амнуэль изображает возможные альтернативы еврейской истории?
Ответом будет -- нет.
Ключевые события, которые, как уверяет Амнуэль, могли бы изменить в описываемую сторону еврейскую жизнь, не могли привести к ожидаемому результату. Крохотная Иудея не могла победить военную сверхдержаву и тем более завоевать Рим. Смерть Иисуса из Назарета не являлась той причиной, из-за которой секта христиан порвала с иудаизмом, и его спасение не могло привести к тому, чтобы иудаизм стал единственной мировой религией. Неизвестный истории сын Тита и царевны Береники не мог стать основателем Израильской империи, достаточно вспомнить судьбу Цезариона, и т. д. и т. п. При всем своем старании Амнуэль довольно поверхностно знает еврейскую историю и тем более еврейскую философию и больше руководствуется стереотипами мышления, выработанными христианской цивилизацией, хотя и отрицает ее. Так чем же являются придуманные П.Амнуэлем миры? Прежде всего, это мечта о еврейской истории, которая бы не знала разрушения Храма и галута, Инквизиции и погромов. Это мечта о ситуации, когда окружающим народам в той или иной мере предлагается примерить на себя еврейскую судьбу. Это утопия, сдобренная плутовским сюжетом. И здесь Амнуэль остался верен себе: светлую, но несколько холодную утопию научных изысканий сменила утопия еврейская. Совершив вылазку в реальный мир человеческой неустроенности, Амнуэль вернулся в царство Мечты.


БИБЛИОГРАФИЯ:


1. Амнуэль П. Сегодня, завтра и всегда...: сборник. - М.: Мир, 1984.
2. Амнуэль П. День последний -- день первый: повесть. - М.: Руслит, 1994.
3. Амнуэль П. Икария Альфа: научно-фантастический рассказ// Техника-молодежи. -- 1959. -- N10.
4. Амнуэль П. Тропою отважных: фантастический рассказ // Техника-молодежи. -- 1960. -- N2.
5. Амнуэль П. Иду по трассе: фантастический рассказ // Уральский следопыт. -- 1973. -- N6.
6. Амнуэль П. Крутизна: фантастическая повесть // Уральский следопыт. -- 1975. -- N1.
7. Амнуэль П. Далекая песня Арктура: рассказ // Уральский следопыт. -- 1977. -- N2.
8. Амнуэль П. Невиновен: рассказ // Техника и наука. -- 1981. -- N1.
9. Амнуэль П. Двадцать метров пустоты: рассказ // Техника и наука. -- 1981. -- N3.
10. Амнуэль П. Стрельба из лука: научно-фантастический рассказ // Техника-молодежи. -- 1981. -- N10.
11. Амнуэль П. Выше туч, выше гор, выше неба...: рассказ // Уральский следопыт. -- 1982. -- N10.
12. Амнуэль П. Звено в цепи: рассказ // Изобретатель и рационализатор. -- 1982. -- N11.
13. Амнуэль П. Через 20 миллиардов лет после конца света: фантастический рассказ // Уральский следопыт. -- 1984. -- N5.
14. Амнуэль П. Взрыв: научно-фантастическая повесть // Наука и религия. -- 1986. --NN8-12.
15. Амнуэль П. Люди кода: роман // Миры (Израиль). -- 1995. --NN1-5.
16. Амнуэль П. Каббалист: фантастический роман. CD Text Collection by HarryFan, version 1.0. 1997
17. Амнуэль П. Высшая мера: повесть. Там же
18. Амнуэль П. Девятый день творения: сборник. Там же
19. Амнуэль П. Мир-зеркало: сборник. Там же
20. Амнуэль П. Только один старт: фантастическая повесть / П.Амнуэль, Р.Леонидов / Только один старт. -- Свердловск: Средне-Уральское Книжное Издательство, 1971.
21. Энциклопедия фантастики. Кто есть кто. -- Минск: ИКО "Галаксиас", 1995.
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Ортанс (Юлия) Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
В поисках утопии
Список форумов » Обзоры (2008-2018)
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Часовой пояс: GMT + 3  
Страница 1 из 1  

  
  
 Начать новую тему  Ответить на тему  



Powered by phpBB © 2001-2004 phpBB Group
phpBB Style by Vjacheslav Trushkin
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS