Научная фантастика, философская фантастика, фэнтези, притча, мистика...
Свободный полет фантазии, превосходно закрученная интрига и неожиданные, яркие развязки, отточенный стиль и глубокий психологизм...
Двенадцать рассказов, составившие первый сборник Пола Мелкоу, восхищают не только сюжетным и стилистическим многообразием, но и высоким литературным мастерством и глубиной психологизма.
Видимо, такова одна из причин, по которым этот сборник был удостоен восторженных похвал прессы, признавшей Мелкоу одним из самых заметных, талантливых и оригинальных фантастов последнего поколения.
Цитата:
Серия «Сны разума» продолжает радовать любителя фантастики хорошими книгами. Пусть «Десять сигм» и не дотягивает по уровню «научности» ни до «Ложной слепоты» Питера Уоттса, ни до «Эйфельхайма» Майкла Флинна, но все же это действительно приятный сборник хороших рассказов, в которых Мелкоу соединил классический подход «старой школы» и популярные сегодня темы. Не та фантастика, что удивляет и восхищает, но та, что обращена прежде всего к чувствам читателя, что вызывает в душе приятное спокойствие и расслабленность.
Неплохой и приятный сборник рассказов. Мелкоу удалось соединить в своих произведениях современный подход и простоту, изящество «старой школы». Любой из рассказов «Десяти сигм» не перегружен излишними деталями, как это сейчас модно у многих других маститых фантастов. В центре внимания всегда одна идея, одно фантастическое допущение, вокруг которого разворачивается действие. Как изменится ход истории, если забросить в Древнюю Америку семена современной кукурузы? Что такое улиточные камни? Для чего инопланетяне используют нашу планету? И даже в чуть более сложных рассказах из цикла «Дети сингулярности» нет особо мудреных фишек. В тоже время в рассказах Мелкоу встречается и популярная ныне тема постсингулярного общества, и некоторые другие черты современной фантастики.
Вторая отличительная черта рассказов этого сборника заключается в том, что во главу угла всегда поставлен герой, его поступки, взаимоотношения с другими персонажи. Человек. Мелкоу не столько волнует вопрос «а что, если», сколько, как поведут себя персонажи в этой ситуации. Главной же темой, проходящей через «Десять сигм» станет «Выбор и поступок». Так герой заглавного рассказа должен решить, сохранить ли все свои ипостаси в других мирах или рискнуть и спасти незнакомую женщину. Дети из «Улиточных камней» выпускают на волю удивительное существо, хоть оно и может обогатить всю их семью. Герой из «Смерти яичного короля» оказывается в ситуации, когда под угрозу поставлены труды нескольких лет его жизни, а Доктор Силач мается со скуки и выбирает себе место в окружающем мире супергероев и злодеев.
Условно же «Десять сигм» можно разделить на три части, на три группы рассказов. Первые связаны с параллельными мирами, вторые входят в один цикл «Дети сингулярности», ну а третьи – просто разнообразная мешанина.
«Десять сигм» расскажет об очень необычном человеке, который способен поддерживать связь со своими двойниками из параллельных миров, которые в свою очередь связаны со своими копиями, которые… и т.д. Его можно назвать неким «многомерным человеком», что существует в миллионах лиц. Опыт каждого из двойников становится известен всем, что позволяет избежать опасностей, а заодно «воровать» музыку, книги из разных пространств. Не назвал бы эту идею особо уникальной, если покопаться в памяти, то можно, например, найти подобный рассказик даже у нашего Владимира Васильева, в котором герои из параллельного мира попадают в Советский Союз, а возвращаются обратно с хитами Макаревича, Шевчука и прочих рок-музыкантов. Но написано блестяще, со смыслом. Читается очень приятно. На эту «многомерность» слегка похожа и центральная идея «Стен Вселенной»: те же альтернативные миры, те же двойники… Только вот копии теперь перемещаются между Вселенными физическим образом с помощью специального прибора. Тоже получилось весьма неплохо, вот только, на мой взгляд, рамки повести слишком узки для этой истории о Джонни Деревенщине и Джоне Первичном. Открытый финал так и просит продолжения. А если посмотреть на даты написания этих двух рассказов – 2004 и 2006 соответственно – то может быть «Стены Вселенной» и выросли из «Десяти сигм». Но на этот счет можно только гадать, а вот у третьего рассказа о других мирах под названием «Кукурузная война» вдохновителя автор называет сам в послесловии. «Ружья, микробы и сталь» Джареда Даймонда, замечательная книга о судьбах цивилизаций и о причинах, направляющих их развитие, что уже несколько раз у нас переиздавалась (рекомендую!). Удивительно, как казалось бы совершенно не относящиеся к истории мелочи способны изменить весь мир. А «Кукурузная война» - прекрасная иллюстрация идей Даймонда. Очень понравилось.
Рассказы «Лето с семеркой», «Влюбленные одиночки» и «Сильное звено» входят в один цикл с общими героями, действие которого разворачивается в далеком будущем после наступления Сингулярности. В результате технологического прорыва почти все человечество исчезло в результате Исхода, на Земле же остались лишь немногие. После наступило время бедствий, катастроф, но к моменту событий в рассказах на планете вновь воцарился мир и порядок. Главным героем всех трех произведений будет Аполлон Пападопулос, секстет, новая ступень в развитии человека. Шесть личностей, наделенных общей памятью и опытом и способных обмениваться между собой сообщениями с помощью феромонов. В сравнении с остальными произведениями «Десяти сигм» эти три истории выглядят более современно, но ничуть не хуже. В каждом из рассказов Мелкоу проводит своих героев (героя?) подростка через ряд испытаний, свойственных, как обычному человеку, так и такому необычному созданию: взросление, любовь, отрыв от своей группы и одиночество. И передать образ мысли, как каждого из членов секстета, так и всего этого необычного создания у автора получается на высоком уровне. Вот за это истории мне и понравились. Самое лучшее, на мой взгляд, - «Сильное звено»: интересный сюжет, четко обозначенный смысл. «Лето с семеркой» чуть хуже, а «Влюбленные одиночки» - просто приятно, но особо сильных чувств не вызывает.
Все остальное, как я уже сказал выше, рассказы различной тематики. Самый слабые – «Кот для дисфункциональной семьи» и «Инопланетянин моей мечты». Просто забавные зарисовки, не больше. Самый необычный и душевный – «Улиточные камни». Самый детективный – «Смерть яичного короля»: убийство, преступник и необычное изобретение. Самый «комиксовый» - «Доктор Силач и скука». И «Целина» - просто хороший рассказ.
А в заключение хочется сказать, что есть фантастика, которая вызывает удивление и восхищение своими героями, образами или идеями. А есть такая, как «Десять сигм» Мелкоу – спокойная, душевная, приятная. Рассказам из этого сборника добавить бы чуть больше поэтичности, и было бы совсем замечательно.
Идеальное чтение для отдыха. На порядок лучше, чем отечественные суррогаты, что маскируются под этой вывеской.
Оценка книги
_________________ С мясного крюка я пою песнь о жизни, принесенный в жертву во имя уничтожения человечьей семьи...
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах